Владислав Роменский Моделист-конструктор

15:38, 10 января 2020г.

Как говорится в одном известном фильме, тот, у кого нет машины, мечтает её купить, а у кого есть - мечтает её продать. Мы не будем разбираться, насколько это утверждение верно. Мы хотим рассказать о человеке, который делает такие автомобили, расставаться с которыми не захочется даже за большие деньги.

Знакомьтесь, Владислав Роменский. Человек, который делает точные масштабные копии знаменитых на весь мир автомобилей КамАЗ - тех самых, которые выигрывали множество раллийных гонок, в том числе знаменитый "Дакар". При этом его моделям нельзя просто стоять на полке, ибо они могут подарить массу эмоций тем, кто мечтал или мечтает стать гонщиком, так как являются радиоуправляемыми.

За Рулём Кубань: Изготовление копий - это что для Вас? Давнее желание, хобби или просто внезапно захотелось и стали делать?

Это давняя мечта. Так получилось, что какие-то азы показал мне отец, затем в школе на уроках технологии я стал совершенствовать своё умение и вот, до сих пор занимаюсь. Отец у меня всю жизнь водителем проработал, его даже в МАДИ приглашали... А я всё детство катался с ним на КамАЗе. Поэтому когда настала пора выбирать жизненный путь, я сказал, что люблю работать с машинами.

За Рулём Кубань: На данный момент в Вашей коллекции сколько копий? Они какого-то определённого масштаба? Какие части являются рабочими?

Более 30-ти. Могу сделать в масштабе от 1:43 до 1:5. Все они на радиоуправлении, у них рабочие карданы, мосты. Коробки передач управляются сервоприводом. Имеется схожая с оригиналом рессорная подвеска, которую я делаю либо из шпателей строительных, либо из линеек металлических.

За Рулём Кубань: Помните свою первую копию?

У меня их две было. Это КамАЗ-53212 и комбайн ДОН-1500Б. Сделал я их где-то в 4-5 классе. И с тех пор не отпускает. 

Когда я сделал модель КамАЗа, отец меня повёз в Майкоп на "Шёлковый путь", где мы её и показали. Затем нас сначала пригласили просто в гости. А потом я проходил там производственную практику и проработал около трёх лет. Некоторое время был в "КАМАЗ-Мастер", правда тогда тяжело было со временем, зато оборудование позволяло строить какие-то оригинальные модели и детали. В команде я был механиком по ремонту и обслуживанию спортивных автомобилей. Был на "Шёлковом пути", на этапах российского чемпионата. Вот на "Дакаре" побывать не удалось.

За Рулём Кубань: Есть ли какие-либо предпочтения при изготовлении копий? Легковые, грузовые, спецтехника?

Ближе, конечно, грузовые автомобили и спецтехника. Но и легковые делаю. Люблю делать конверсии, когда за основу берётся уже готовая моделька и на её основе делается спортивный прототип. Вот сейчас делаю для Дмитрия Брума, сына Анатолия Брума, известного нашего раллийного штурмана и пилота, который на "Москвиче" выступал.

За Рулём Кубань: Какие инструменты используете в работе? Где берёте материалы для моделей?

Что касается материалов, то они разные - начиная от жести и заканчивая рекламным пластиком ПВХ (поливинилхлорид) различной толшины. Если работаю с пластиком, то использую канцелярский нож, фен, специальный клей. А также дрель, бормашинка. Ну и, конечно, руки.

За Рулём Кубань: Сколько примерно времени уходит на одну машинку?

Тут всё зависит от проработки копии. Обычно от двух месяцев, но бывает, что до полугода. Чем больше рабочих элементов, таких, например, как открывающиеся двери, то значит нужно дальше углубляться, вплоть до печати на 3D-принтере различных ящичков, в которые укладываются копии различного инструмента. То есть, на более точно проработанную копию и времени требуется больше.

За Рулём Кубань: Какой уровень детализации предпочитаете у копий?

Если я делаю машину, так сказать, для жёсткой эксплуатации, чтобы гонять по улице, то снаружи делаю копию, как некую "скорлупу", а внутри только разные усилители - чтобы в случае, например, если перевернётся, избежать повреждений. Если же копия предназначена чтобы и покатать её, и на полку поставить, как стендовую, то тогда стараюсь прорабатывать.

За Рулём Кубань: Есть целые чемпионаты для радиоуправляемых копий. В этой сфере у Вас есть какой-либо опыт?

Я сейчас сотрудничаю с ребятами из Польши, которые создали с европейскими моделистами мини-серию "Дакар" и "Шёлковый путь"! И вот эти мужики собираются на выходных и гоняют свои радиоуправляемые модели по специально подготовленным трассам. Для них я делаю какие-то детали или объясняю, что где установлено, так как они ни разу КамАЗ боевой не видели. 

За Рулём Кубань: Очень много автоспорта в нашей беседе. А самому не хотелось погонять?

Желание есть, но сейчас всё же в качестве болельщика. Автоспорт отнимает много времени и здоровья. Да и в жизни поменялись немного приоритеты - это семья. 

За Рулём Кубань: А как домашние относятся к Вашей работе?

Жена, к счастью, понимает меня и спокойно относится, даже когда надо надого засесть в гараже. И даже помогает, причём не только морально: может что-нибудь раскрасить или сделать какие-нибудь мелкие детали. Причём порой, там где нужна тонкая работа, у неё получается даже лучше.

За Рулём Кубань: А есть ли некая стационарная экспозиция, на которой можно увидеть Ваши машины?

Есть сарайчик (улыбается). Ну, в основном модели мои все у гонщиков. Например, у Артура Ардавичуса три модели моих, в Дубае находятся. Есть мои машинки у Сергея Карякина, у Сергея Куприянова, у Владимра Чагина, у Семёна Семёновича Якубова. Александ Смоляр заказывал копию формульного болида. Поступил заказ на три модели Iveco для голландского гонщика Жерара де Роя. 

Заказывают и те, у кого, так скажем, есть деньги. Такая машинка стоит от 30 до 45 тысяч рублей. При этом люди понимают, что можно купить модель для ребёнка, которая не только выполнена с большой детализацией, но и обслуживается как реальный автомобиль. Всё можно разобрать, смазать и т.д. Например, подвеска способна проработать минимум 10 лет. А если не гонять по песку и грязи, а иногда выезжать на асфальт и затем хранить на полочке, то вообще можно такую копию по наследству передавать.

Текст: Алексей Филимонов

Фото: Владислав Роменский, Алексей Филимонов.




Перейти к списку