Жара против мощности

23:35, 9 июня 2017г.

Наконец-то лето. Под колесами сухой асфальт, а не каша из растаявшего снега и химикатов или скользкое «стекло» после дождя, отсутствуют помехи в виде снежинок или капель, бьющих в лобовое стекло. А машина, кажется, теряет часть своей мощности...

Бывает у вас такое ощущение? И ведь оно вполне оправдано, если под капотом вашего автомобиля стоит атмосферный двигатель с умной системой впрыска.

Жара-жара, отличное время, но только не для автолюбителей: солнце слепит глаза, плавится асфальт, пробки на море, да еще и машина почему-то стала хуже ехать.

Для тех, кто учил физику в школе «назубок», проблема уменьшения мощности автомобиля в жаркую погоду — прозрачна. Для остальных — попытаемся объяснить, что же выбивает нескольких лошадей из «табуна» мотора?

Многие водители грешат на кондиционер. И он, действительно, съедает часть мощности, особенно если у вас слабосильный городской автомобильчик на «автомате». Но дело не только в пресловутом «охладителе».

Цилиндры двигателя - именно здесь топливо соединяется с воздухом, вот только воздух этот при разной температуре меняет свои характеристики.

Для того, чтобы атмосферный двигатель работал, топливо должно соединиться с кислородом в цилиндре — это знают все. Но дело в том, что под влиянием повышенной температуры кислород рассеивается, иначе говоря, меняется плотность воздуха, в частности, это одна из причин, почему в жару мы задыхаемся. Чем ниже температура, тем воздух насыщеннее, вспомните, как приятно вдохнуть полной грудью в мороз. Так, при температуре 0 градусов по Цельсию вес одного кубометра сухого чистого воздуха составляет около 1,3 кг. А при 30 градусах жары воздух того же объема будет весить всего 1,15 кг. В среднем на каждые 10 градусов повышения температуры воздух теряет от трех до пяти процентов плотности.

Многие автолюбители грешат на кондиционер, обвиняя его в потери мощности двигателя. Отчасти они правы, но только отчасти.

То есть разница в насыщенности всасываемых в цилиндр воздушных масс при нулевой отметке и при тридцатиградусной жаре составит почти 15%. Мы взяли усредненное значение, на разной высоте над уровнем моря показатель может также меняться — чем выше, тем воздух разреженней. Другие параметры тоже оказывают влияние. К примеру, влажность добавляет воздушным массам веса. Но при прочих равных разность температур отражается на плотности именно так. Что происходит, когда в цилиндр попадает разреженный воздух? Умная система впрыска подает сюда меньше бензина, следовательно, сгорает меньше топлива и автомобиль теряет в мощности.

Зимой автомобили резвее, и это правильно, вон сколько препятствий приходится им преодолевать.

Турбированные моторы такой болезнью не страдают, так как турбина подкачивает воздух по мере надобности при одинаковом количестве топлива.

А вот дизельным автомобилям в жару приходится сложнее всего, на некоторые, чтобы избежать этой проблемы, даже устанавливают промежуточный охладитель воздуха, повышающий плотность всасываемого газа.

Летом у автомобиля меньше сил, зато вы можете сэкономить на топливе.

Зато это одна из причин снижения расхода топлива в теплую погоду (если не включать кондиционер) и увеличение прожорливости автомобиля (опять же, не считаем печку) в холодную погоду. Как видите, во всем можно найти плюсы.

Текст: Оксана Куправа

Фото: Геннадий Дьячук, Игорь Головин




Перейти к списку