Зачем госкомпаниям автомобиль за 11 миллионов рублей?

17:12, 10 октября 2017г.

Антикоррупционный проект Общероссийского народного фронта "За честные закупки" составил новый "Индекс расточительности" - это 25 самых дорогих автомобилей, которые обнаружены в закупках госкомпаний и компаний-монополистов за 2017 год.

Большинство запросов исходило от структур, чьи контрольные пакеты принадлежат государству. В мониторинг ОНФ попали компании из 14 регионов страны, объявивших закупки машин на общую сумму 132 млн руб.

Самыми "востребованными" автомобилями стали продукты автоконцернов Германии и Японии. Лидер по популярности - Mercedes – закупку моделей этой марки заказали все три лидера рейтинга. Индекс расточительности возглавил автомобиль для ООО СК "ВТБ Страхование" из Москвы, которая принадлежит ПАО "ВТБ" (контрольный пакет акций – у государства). Компания заказала себе Mercedes-Benz S-Class S 560 4Matic стоимостью почти 11,3 млн руб. Это самая дорогая машина в "Индексе расточительности" и одна из самых мощных – 469 л.с.

При этом заказчику оказались жизненно важны таки опции, как декоративные элементы из коричневого полированного корня ореха, панорамная сдвижная крыша с электроприводом, мультиконтурные задние сидения с функцией массажа Energizing, двухцветная обивка салона из полианилиновой кожи. Однако после сигнала ОНФ о том, что компания благодаря этой закупке может попасть в "Индекс расточительности" проекта Народного фронта "За честные закупки", закупка автомобиля за 11,3 млн была отменена.

Стоит отметить, что отмена закупки вышеупомянутого "Мерседеса" после сигнала из ОНФ - не единственный подобный случай. Как рассказал активист проекта Валентин Орлов, удалось предотвратить  покупку пяти автомобилей на сумму порядка 30 млн руб. Это говорит о том, что работа, которую ежедневно ведут активисты, важная и нужная. Из таких отдельных сигналов со всех регионов страны и складывается практика, которая в будущем становится основой для совершенствования законодательства. Другой активист, Вадим Нуждин, сообщивший о сомнительных закупках автомобилей в Самарской области, считает что подобное нескромное поведение не только не красит людей, но и подчеркивает пренебрежение к другим.

Координатор проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта: "Роскошные запросы" госкомпаний и компаний-монополистов не останутся без внимания представителей ОНФ. Мы с момента основания проекта в 2013 г., обращаем внимание на проблему расточительства в закупках. Чрезмерные, неоправданные траты на предметы роскоши... нуждаются в нормировании. Нам уже удалось привлечь общественное внимание к проведению дорогих корпоративов за счет бюджета в госучреждениях и компаниях. В 2013 г. о случаях вызывающе роскошных праздников за бюджетный счет мы докладывали президенту России Владимиру Путину, который поддержал нас, предложив госкомпаниям проводить корпоративы не за счет бюджета, а скидываться на эти цели самим сотрудникам. И с того момента все изменилось - ни роскошных праздников, ни дорогостоящих подарков. В случае с дорогими автомобилями дело тоже немного сдвинулось с мертвой точки. Госзаказчики, работающие по 44 ФЗ, полностью отказались от машин стоимостью выше 2,5 млн руб. А часть наиболее ответственных госкомпаний уже ввели у себя нормирование. Но системно проблема так и не решена. Правительство должно учесть опыт госкомпаний, которые ответственно подошли к вопросу централизованно отрегулировать эту сферу. Письмо с соответствующим запросом и нашими предложениями мы отправили в Министерство финансов РФ".

Координатор проекта Антон Гетта

Второе и третье место в "Индексе расточительности" заняли АО "Самарская сетевая компания" (Mercedes-Benz S-Class S 500 4Matic L за 8,4 млн руб.) и компания ОАО "Башспирт" (Mercedes-Benz S-Class S 500 4Matic за 7,7 млн руб.). Большой популярностью у госкомпаний также пользуется автомобиль Toyota Land Cruiser. Так, столичный ФГУП "Космическая связь" захотел автомобиль Toyota Land Cruiser 150, стоимостью 3,36 млн руб. Различные модификации внедорожника также выбрали ещё несколько компаний (цена закупок от 6,15 млн руб. до 3,4 млн руб.). Впервые в "Индекс расточительности" ОНФ попал электромобиль Nissan Leaf, закупку которого почти за 5 млн руб. объявило АО "Тюменьэнерго".

Стоит отметить, что в "Индекс расточительности" попали убыточные компании, что вызвало удивление экспертов ОНФ. Так, к примеру, компания ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" из Красноярского края заказала автомобиль Mercedes-Benz V-Class 250 D 4Matic L, стоимостью в 6,5 млн руб. В числе требований – спортивные педали и комфортная потолочная панель управления. При этом по итогам 2016 г. "МРСК Сибири" оказалась убыточной, а согласно базам данных, на её балансе отражен непокрытый убыток размером более 3 млрд руб.

В ОНФ отметили, что некоторые компании, вошедшие в "Индекс расточительности" не являются государственными. Однако они монопольно предоставляют важнейшие услуги населению – водоснабжение, электроэнергию и т.д. – и получают деньги за эти услуги также от граждан. В соответствии с законодательством субъекты естественных монополий, то есть организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов проводят закупочную деятельность по 223-ФЗ. Поэтому в ОНФ убеждены, что такие компании обязаны отчитываться о своих закупках публично так же, как государственные компании.

Текст: Алексей Филимонов по материалам ОНФ.

Фото: ОНФ, Mercedes, Toyota.




Перейти к списку