Скандал на Ростовском шоссе.
12:37, 9 февраля 2016г.
Вторую неделю жители домов в начале Ростовского шоссе протестуют против планов капитального ремонта этой трассы. Протест с одобрением освещается рядом СМИ и блогерами общественных организаций. Но попробуем взглянуть на ситуацию с точки зрения автомобилиста.
Скандал возник 30 января, когда начался спил деревьев в зеленой зоне, отделяющей жилые дома от оживленной федеральной трассы. Люди возмутились: эти деревья сажали не городские власти, а они сами много лет назад. О предстоящей работе бензопил их не уведомили, деревья попытались ликвидировать, что называется, «втихаря», в субботу. Горожане пригрозили перекрыть движение на трассе, если пильщики не прекратят свое черное дело. Пилить прекратили. Приехали представители администрации Центрального округа Краснодара, успокоили-утишили людей и пообещали им в понедельник встречу со всеми лицами, которые имеют отношение к спилу деревьев и предстоящему ремонту Ростовского шоссе.
Да-да, спил деревьев – это лишь начальный этап капитального ремонта первого, 4-километрового участка Ростовского шоссе между улицами Зиповская и Солнечная. Цель это ремонта – обновить дорожное полотно трассы, вывести из-под него все кабельные коммуникации, а то, что останется под дорогой – теплотрасса – полностью заменить на новую. Бордюры, металлические ограждения, новое светодиодное освещение, подъездные «карманы» и остановочные павильоны. Все это – в планах капитального ремонта дороги.
А самое главное, - появится еще одна полоса движения на выезд из города. Она, по идее, должна разгрузить основной транспортный поток от машин, что по Ростовскому шоссе с последующим поворотом направо, на Солнечную, «уходят» в новый огромный микрорайон, возникший за последние пару лет в районе улиц Московская, Солнечная, Восточно-Кругликовская, Котлярова. Понятно, что 4-километровый расширенный на одну полосу участок не решит всех «традиционных» проблем Ростовского шоссе. Но хоть какое-то облегчение…
Об этом представители власти и строителей говорили жителям близлежащих к шоссе домов на встречах, которые – по требованию разъяренных горожан – состоялись на минувшей неделе в понедельник, среду и субботу. Плюс – Валентина Васильевна Игнатенко, представитель протестующих и одновременно председатель товарищества собственников жилья, куда входят «протестные» дома – во вторник общалась с директором департамента городского хозяйства в здании администрации города. В разные дни с горожанами встречались большие и маленькие начальники – глава и зам.главы Центрального округа, представители подрядчика и заказчика строительства, директор и заместитель директора департамента городского хозяйства и ТЭК. А в субботу на встречу прибыл Владимир Евланов, мэр города.
Жители возмущались, что и без того страдают от шума и гари оживленной автомобильной трассы, проходящей под их окнами всего в 20-25 метрах. Полоса деревьев, которую попадает под вырубку, - чуть ли не единственный барьер, который хоть немного снижает это негативное воздействие. Протестующие потребовали оставить деревья в покое, а само Ростовское шоссе расширять, но не в сторону их домов, а с противоположной стороны – на пустырь перед железной дорогой.
«Восставшие» горожане как будто не слышали контраргументов. Суть их в том, что Ростовское шоссе – это федеральная автодоорога А-136. Ее ремонт делается на федеральные деньги. И кстати, - «федералы» выделили 5,5 миллионов рублей на компенсационную посадку деревьев в зеленой зоне, которая и после окончания работ составит не менее 14-15 метров.
- Хороший саженец дерева стоит 7-8 тысяч рублей. Выделенных «федералами» денег хватит на то, чтобы вдвое больше высадить деревьев по сравнению с теми, что пострадают в результате расширения дороги, - объяснял Иса Чингариев, заместитель директора департамента городского хозяйства и ТЭК. – Будут липы, клены и хвойные. В шахматном порядке, - чтобы максимально «отрезать» от домов негативный фактор большой автотрассы. Эти деньги подразумевают не только посадку новых деревьев, но и уход за ними, полив и подрезку - в течение последующих трех лет.
Но жители «восставших» домов не хотели воспринимать эти аргументы. Они не хотели терпеть неудобства – во время предстоящего ремонта и в то время, когда новые деревья в полной мере заменят старые, срезанные.
Не хотели они понимать, что у местной власти просто «руки коротки» как-то изменить проект капитального ремонта. А с точки зрения инженерной составляющей к проекту ремонта дороги не «подкопаешься». И это аргументированно объяснил собравшимся Игорь Сероусов, заместитель директора «ЮРАГиЗ», организации, которая и готовила проект ремонта Ростовского шоссе:
- Согласно 44-му Федеральному Закону любой строительный проект федерального уровня проходит государственную экспертизу. Проект ремонта Ростовского шоссе проверяло 26 экспертов ростовского филиала «Госэкспертизы», который в масштабах страны считается самым «злым» для проектировщиков: легче было пройти экспертизу в Москве, чем в Ростове.
- А бывали прецеденты, чтобы где-либо проект федеральной трассы по требованию граждан или хозяйствующих субъектов был изменен или вовсе отменен? – задал вопрос портал «За рулем – Кубань».
- Такого не помню. Теоретически это могло бы произойти, если не решены вопросы с землей. Мы всегда работаем только на федеральной земле. Тем более в данном случае, поскольку речь идет о капитальном ремонте. Если же это реконструкция (а мне доводилось работать на реконструкции - в 2007-м трассы М-4 «Дон» в районе Молькино), то там, где мы выходили за пределы, производился выкуп земель. До того момента, пока вся земля, на которой запланировано строительство, не окажется в федеральной собственности, никакое строительство не начиналось. И в районе Молькино пока земли военлесхоза не были переведены в категорию федеральных, строительство дороги не начиналось - хотя обе стороны относились к государственным структурам…
И хотя Андрей Рудомаха, представитель «Экологической вахты по Северному Кавказу» пытался спорить с Игорем Сероусовым – о ширине зеленой зоны, о картах («гугловские» они или кадастровые), о разнице между понятиями «новое строительство», «реконструкция» и «капитальный ремонт»… к проекту с инженерной точки зрения не «придерешься». Изменить его может только «человеческий фактор», и не случайно вполголоса то там, то сям в толпе звучала угроза перекрыть движение по Ростовскому шоссе.
Мы, автопортал «За Рулем Кубань», считаем такие формы противостояния властям не только незаконными (наверное, стоит в отдельной статье рассказать об ответственности – административной или уголовной – за подобные действия), но и эгоистичными. За последние несколько лет в Краснодаре капитально были отремонтированы улицы Селезнева, Ставропольская, «мосты» на Северной. В настоящее время идет капитальный ремонт улицы Тургенева. Во всех этих случаях не только водители, но и жители близлежащих домов испытывали неудобства, длящиеся много месяцев. Но что-то мы не припомним, чтобы люди выражали свое недовольство перекрытием движения на магистралях. Месяц назад было - пенсионеры перекрыли центральную улицу Краснодара, но буквально на пару часов. И тогда наши симпатии были на стороне стариков – всех пенсионеров Кубани, у которых власть попыталась отобрать льготу, которой они пользовались много лет. Да и не сравнить интересы сотен тысяч стариков и интересы жителей трех или четырех домов вдоль Ростовского шоссе.
Но надо признать, что критика городских властей во время этого конфликта имеет основания. «Экологическая вахта по Северному Кавказу» смогла добыть и представить документы, по которым выходит, что согласование на вырубку этих деревьев «город» дал еще три года назад. А жители об этом узнали, только когда зазвенели пилы. Да и о многих деталях предстоящего ремонта трассы люди узнали только сейчас. Например, им очень интересно на каких основаниях и когда земля по ту сторону Ростовского шоссе (все эти АЗС, автосалоны, строительные рыночки…) оказалась в частной собственности? Кто давал разрешение? Какую выгоду получил город от продажи этих земель? Эти вопросы были поставлены и Владимир Лазаревич пообещал ответить на них в следующую встречу.
Да-да, будет еще одна встреча: муниципальная власть предпочла «перевести стрелки» на …краевую. И во вторник, 9 февраля, должна состояться еще одна встреча жителей домов в начале Ростовского шоссе – на этот раз с Юрием Рысиным, руководителем краевого департамента архитектуры и градостроительства. Но уже понятно, что она закончится безрезультатно для протестующих краснодарцев. Потому что все федеральное – дорога, деньги на ее ремонт и проект.
Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс".
Текст и фото: Михаил Моховой.
Перейти к списку