Русский Финиш на Гран-при Абу-Даби F1 2016
09:52, 10 декабря 2016г.
Гонки Формулы 1 собирают миллионы восторженных зрителей по всему миру. Это каждый раз праздник для любителей автоспорта. Все мы прекрасно понимаем, что F1 -это грандиозное шоу и четкая работа тысячи людей.
Мы попросили маршала Формулы 1 от России Романа Козлова, жителя Краснодара и друга нашего автопортала, рассказать, как это, находиться и работать по ту сторону трека F1.
К финалу Формулы 1 завертелась реальная интрига. Кто же станет первым? Кто взойдет на олимп королевских гонок в этом сезоне? Баловень судьбы англичанин Хэмилтон или немецкая «машина» Росберг? Все это должно было решится именно на Гран-при Абу-Даби 27 ноября 2016 года, на которой мне посчастливилось работать в качестве судьи-маршала.
Сейчас уже все знают кто стал чемпионом, и даже успели переварить новость о том что Нико Росберг уходит из F1. Фанфары и салюты отгремели, но ощущение праздника по прежнему осталось.
Но давайте расскажем о тех, кто же делал этот праздник для всех фанатов королевских гонок. Помимо пилотов и их команд в проведении этого события участвовало множество людей, самозабвенно влюблённых в гонки. Одними из тысяч автомобильных «маньяков», обеспечивающих безопасность гоночного процесса, были судьи-маршалы или как их ещё называют, «оранжевые человечки». Они стоят вдоль трассы на своих постах и контролируют ситуацию в течении всей гонки. В случае аварии или схода автомобиля с дистанции, именно маршалы обеспечивают эвакуацию пилота, гоночного болида, организовывают уборку обломков, масла и жидкостей с трассы.
Каждый пост находится в непрерывной связи с Рейс Контролем (Штабом гонки). Коммуникация осуществляется по радиоканалу и у каждой из служб, у трек маршалов, у флаговых, у службы вмешательства, у пожарных и медиков, существуют свои каналы радиосвязи. Отдельная жизнь творится на пит-лэйне, и о ней мы расскажем в одной из следующих статей.
А сейчас вернёмся к финалу чемпионата мира - Гран-при Абу-Даби (ATIHAD GRAND PRIX F1 Abu Dhabi). Поездка группы маршалов из России, в том числе вашего покорного слуги — краснодарца, стала возможной благодаря ATC (Automobile and Touring Club of U.A.E) и лично её президенту Мухамеду Бен Сулайему. Большую роль в решении многих вопросов оказали сотрудники АТС Мэтью Норман, Сезар Абучакра и Татьяна Куценко. Огромную помощь в работе на этапе оказал Евгений Полетаев, шеф поста №32, на котором в составе международного коллектива работали россияне. Евгений стал практически отцом для наших ребят. Кроме россиян на этом посту работали парни из Индии и Филиппин.
Три дня международный коллектив маршалов 32-го поста обеспечивали безопасность на трассе. Ранний подъем в пять часов. Двенадцать часов на треке во время тренировочных практик, квалификаций и финальных гонок Формулы 1, а также гонок поддержки чемпионатов GP2 и GP3. Жара, эмоциональное напряжение от ответственности и сосредоточенности во время заездов - все это составляющие работы маршалов трека во время гоночного уик-энда.
Порадовало отношение организаторов гонки к решению бытовых вопросов судейского корпуса. Мы проживали в пятизвездочном отеле Armed Forces Officers Club and Hotel. Отдельного внимания заслуживает организованное питание и подвоз к месту гонки в Яс Марина. Все реально было непринужденно и на высшем уровне. Любители развлечений каждый день могли бесплатно посетить концерт в Ferrari World Abu Dhabi.
Ну на самом деле это всего лишь мелочи. Самое главное происходит на трассе Яс Марина в Абу-Даби.
Гонка - объединение всех усилий которые были затрачены на её подготовку и проведение в одном месте. Вы когда-нибудь видели старт космической ракеты?
Если нет, то вы многое потеряли. Как полет человеческой мысли устремляется в космос при старте ракеты, так и энергия человеческого превосходства над скоростью на земле концентрируется в старте болидов Формулы 1. Увидеть и понять это можно только когда ты стоишь в двух метрах от стартовой решетки и всем своим существом ощущаешь запах предстоящего сражения воли и мощи, опыта и желания, страсти и амбиций.
Мы обеспечивали безопасность на старте и могли наблюдать всю его процедуру. Торжественная часть как всегда отличалась помпезностью. Арабы в национальных одеждах, духовой оркестр идущий в своём, только им понятном ритме, курсанты-знаменосцы, вынесшие национальный флаг размером с баскетбольную площадку. А потом пролет над главной трибуной Airbus 380 в сопровождении истребителей, раскрасивших красками национального флага ОАЭ небо и выполнявшие фигуры высшего пилотажа, все это придавало торжественности мероприятию и готовило к самому главному - выходу пилотов на фотосессию и их проезду на грузовике перед зрителями. После этого формальная часть мероприятия была завершена и наступил черёд предстартовых процедур. В них участвовали и мы, как маршалы поста №32. Наша задача сводилась к молниеносной реакции в случае возникновения ситуации с задержкой старта какой-либо из машин. Слава богу, все обошлось и желтые флаги на старте никто не выбрасывал.
Но хотелось бы вернуться немножко назад, ко времени предстартовых процедур и предстартовый суеты. Времени это занимает немного, но именно в этот момент на стартовой прямой оказываются все: и организаторы гонки и сам отец Формулы 1 Берни Экклстоун, и президент ОАЭ шейх Зайд ибн Султан Аль Нахайян, и его свита и пилоты, и механики, и представители шинного спонсора, и журналисты, и операторы, и службы технического контроля и просто ВИП-персоны, бывшие гонщики. В общем, на старте творился управляемый хаос, поражающий пестротой красок и необычностью происходящего. И, волею случая, мы оказались в двух метрах от будущего чемпиона мира Нико Росберга.
И как же был неузнаваем, постоянно веселый и улыбающийся, Нико перед этим решающим стартом. Он был сосредоточен и серьёзен как никогда. В каждом его действии чувствовалась напряжение и глубокая работа над самим собой. Нико готовился к решающему старту в своей карьере. Его задачей было доехать в лидерах и стать чемпионом. Но даже в этот момент хотелось поймать его взгляд и как-то его подбодрить - от всей души. И вот мимолетный взгляд и - он подмигнул и кивнул. У пилота такого уровня даже в такой ситуации нашлось мгновение уделить внимание парням из службы безопасности. Ну а в ответ мы перекрестили его и сказали "с богом". В общем как-то так и пошло. Теперь, конечно, этот эпизод можно вспоминать с улыбкой , но тогда, перед самым стартом это выглядело как серьезный ритуал. А кто его знает- может быть именно он и помог чемпиону.
Идя по пустому автодрому после гонки мы обсуждали прошедший день. Мы говорили на разных языках, перемешивая английский, русский, хинди и филиппинский. Мы улыбались и радовались как дети, что все это было с нами и строили планы как встретимся в следующем году. И каждый из нас чувствовал, что в большом деле не бывает мелочей и наша тяжелая работа маршалов тоже важна и без неё праздник мог бы не состоятся. До встречи в следующем году на треке Яс Марина в Абу Даби 2017.
Текст: Роман Козлов
Фото: Роман Козлов, Evgenii Poletaev
Перейти к списку