Пробки на дорогах Краснодара
09:06, 18 марта 2016г.
Автомобильные пробки – бедствие для крупных городов. Множество водителей обречённо стоят в них ежедневно. Люди теряют время и нервы. Выхлопы отравляют и без того несвежий городской воздух. Всем автолюбителям очень хочется решить эту проблему навсегда. Но возможно ли это? Откуда берутся пробки?
Если провести опрос водителей в Краснодаре о причинах возникновения автомобильных пробок, то можно услышать следующее: Первой и главной сразу назовут дороги. Это и мало дорог, узкие дороги, разбитые дороги. Такие препятствия, как светофоры и пешеходные переходы тоже входят в эту категорию. ДТП и внезапно вставшие машины в узких местах часто надолго парализуют движение. Нестабильная погода и особенности каждого сезона вносят свой вклад в образование пробок. Зимой – гололёд, снегопад, метель. Летом — дождь, туман. Летом поток машин увеличивается. Многие люди боятся ездить зимой, но с радостью поедут летом. Перекрытие части главных дорог в связи с ремонтом в Краснодаре, общественными мероприятиями или проездом важных чиновников вызывает транспортный коллапс.
На какие из этих факторов можно серьёзно повлиять? Понятно, что такие спонтанные моменты, как ДТП не прогнозируются. Но вот пробки, связанные с ремонтом дорог и общественными мероприятиями легко можно предсказать. Не говоря уже про ежедневные пробки в часы пик. Множество людей ломают себе голову, пытаясь придумать варианты решения этой серьёзной проблемы. Расширяют дороги, где это возможно, а возможность есть далеко не всегда, соответственно пробка просто оказывается в другом месте, обычно дальше на несколько сот метров, и часто становится ещё сильнее. Математики просчитывают пропускную способность дорог, с целью оптимизировать транспортные потоки, но на практике это помогает мало.
Парадокс заключается в том, что даже при свободных дорогах и отсутствии перечисленных выше факторов, пробки все равно образуются часто. Это явление назвали «эффектом бабочки». Его легко понять на примере. Поток машин свободно движется с определённой скоростью. Водитель замедляет скорость, чтобы, например, перестроиться. Машина, которая едет сзади, тоже вынуждена сбросить скорость. И так далее друг за другом. В результате машина, находящаяся сзади в 1-2 километрах от виновника снижения скорости, просто встанет. Интересный эксперимент провели японские учёные. На кольцо, длиной 200 метров, запустили 22 автомобиля. Соответственно машины могли двигаться спокойно, сохраняя между собой дистанцию в 9 метров. Стояла задача двигаться с постоянной скоростью 30 км/ч. Но люди не роботы, все 22 человека не смогли ехать с одинаковой скоростью, разброс оказался от 20 до 40 км/ч, и через некоторое время образовалась пробка. Посадили бы запрограммированных роботов, которые всегда чётко двигаются с одной скоростью 30 км/ч, проблема бы не возникла.
Получается, что есть ещё такая причина, как неравномерное движение автомобилей. Хотя такое движение начинает сказываться при определённом критическом количестве автомобилей на дороге. Ведь если бы на кольце было не 22, а всего 2 автомобиля, то пробки бы точно не было. Для каждой улицы это число разное, но, в целом центральные улицы в часы пик перегружены всегда. Улучшить ситуацию в центральных районах Краснодара часто пытаются именно с помощью ограничения числа автомобилей. В разных странах и городах придуманы меры, которые можно поделить на несколько групп:
- Платные услуги: парковка, въезд, дороги.
- Карательные меры: рейды эвакуаторов, видеокамеры, высокие штрафы.
- Ограничительные меры: разрешение въезда автомобилей с чётными номерами в один день, а с нечётными в другой.
- Самые суровые и эффективные меры существуют в Сингапуре.
- Цены на автомобили очень высоки, и число машин в городе строго рассчитывается.
Другие интересные, но достаточно спорные методы:
- Полосы реверсивного движения. Они снимают нагрузку с наиболее загруженного направления, но опасны возможностью столкновений.
- Выделенная полоса для маршрутного транспорта. Удобна тем, что на остановках не образуется затор, но сужает общую часть дороги и создаёт дополнительную загруженность. Более эффективны больше карманы на остановках.
- Сдача автомобилей в аренду. Не все готовы арендовать автомобиль, многим нужен именно собственный.
- Движение «Ищу попутчика». Требует определённой активности от человека. Не все достаточно общительны.
- Эффективность этих мер небольшая и в целом проблему не решает.
Наиболее действенна будет, возможно, популяризация общественного транспорта. Но тогда он должен стать более удобным, регулярным и дешёвым, чтобы автолюбители почувствовали, что им это, действительно, удобнее и выгоднее, чем личный автомобиль. А пока далеко не все готовы отказаться от своей машины, и даже пробки им не страшны. Привыкли.
Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс».
Фото: Геннадий Дьячук.
Перейти к списку