Платные парковки как зеркало транспортных проблем города.
15:05, 24 января 2016г.
В минувшую пятницу в зале администрации Западного округа власти Краснодара обсудили с горожанами работу платных муниципальных парковок.
Собравшихся – а это примерно сотня активистов общественных движений и политических партий, просто неравнодушные краснодарцы – в курс дела ввел Владимир Архипов, заместитель директора городского департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды.
В Краснодаре зарегистрировано более 440 тысяч транспортных средств, и наш город на сегодняшний день занимает первое место в России по количеству автомобилей на душу населения (на 1000 жителей – 437 авто, а то время, как в Москве этот показатель равен 417 авто). Плюс около 150 тысяч автомобилей, которые ежедневно въезжают из близлежащих районов и Адыгеи. Загрузка городских улиц и магистралей превышает предельную норму более чем вдвое.
Прежде чем «городить огород» в Краснодаре, был изучен опыт по развитию платного парковочного пространства в европейских городах и Москве и изучена правовая база. По Федеральному закону № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» принятие решений о создании парковок и использовании их на платной основе отдано органам местного самоуправления, в нашем случае – мэрии Краснодара. Создание платных парковок поддержал губернатор Кубани: в своем распоряжении (№ 218-р от 30.06.2014) «О принятии мер к организации на платной основе парковок…» он требует от глав муниципалитетов найти вблизи социальных, торговых, развлекательных и других объектов земельные участки и способствовать организации на них платных парковок. Как продолжение правовой инерции, мэр Краснодара в свою очередь издал «тематическое» постановление (№ 7550 от 01.10.2013) - «О создании и использовании на платной основе парковок…», а позже – еще одно (№1616 от 20.03.2014), в котором оговаривался порядок проведения конкурса на оборудовании и эксплуатацию в Краснодаре платных парковок.
Особенностью конкурса был принцип инвестиционного соглашения: поскольку в городском бюджете денег на организацию платных парковок не было, инвестор на свои средства проводил все работы по строительству и оборудованию платных муниципальных парковок, а также – по организации этих парковок в единую городскую инфраструктуру. Чтобы компенсировать расходы инвестора, в течение семи лет плата за парковку, а также штрафы за неуплату услуги делятся между инвестором и городом (дорожный фонд муниципального образования) в соотношении 9 к 1. По истечении семи лет все созданное инвестором «хозяйство» переходит на баланс городских властей. В мае 2014 года конкурс выиграло ООО «Ланит-Юг», которое позже изменил название на ООО «Городские Парковки». Примечательно, что все документы по этому конкурсу, соглашения и планы по организации парковок прошли антикоррупционную экспертизу.
Платные парковки действуют как в центральной части города, так и в спальных районах – в местах массового притяжения граждан (улицы Зиповская, Красных партизан, Лузана, Ставропольская, Атарбекова, Бургасская). На сегодняшний день введено 142 платных муниципальных парковок на 5221 машиномест, - при том, что всего в нашем городе есть 861 парковка различных форм собственности общей вместимостью 47 тысяч машиномест. Архипов подчеркнул, что количество платных парковочных мест на территории города не превышает 17% от их общего числа. А в ближайшие пару лет в Краснодаре запланировано довести количество платных парковочных мест до 8000. С момента заключения инвестиционного соглашения и по 18 января Нового 2016 года затраты инвестора составили 220 миллиона рублей, а поступления от оплаты услуги – чуть больше 90 миллионов рублей (доля города – 9 миллионов). Но Владимир Архипов акцентировал внимание собравшихся на том, что этот проект не коммерческий, а социальный, призванный увеличить среднюю скорости движения и увеличивается оборачиваемость парковочных мест. Смысл в том, чтобы, приехав по делам в центр города, человек мог спокойно найти место, куда поставить машину.
Отдельно подчеркивалось, что десять процентов машиномест на платных муниципальных парковках выделено для бесплатной парковки инвалидов. И уже выдано 1173 разрешения водителям-инвалидам. Более того, - если кто-то из инвалидов по каким-то причинам не смог получить такое разрешение, то его машину все равно бесплатно выпустят с любой муниципальной платной парковки: достаточно лишь с терминала оплаты связаться с девушкой-оператором и показать в видеокамеру свое удостоверение инвалида.
И, наконец, в ночное время - с 20:00 до 08:00 – краснодарцы вправе бесплатно ставить свои машины на платных муниципальных парковках.
Перешли к обсуждению, и тут выяснилось, что у народа не столь радужное, как у власти, представление о муниципальных платных парковках. К микрофонам в зале выстроилась целая очередь людей, которые хотели выразить претензии и упреки, задать вопросы.
Первыми пробились Елена Кафалдиди, Виктор Завадский и Николай Дворников – собственники и управляющие офисного здания по адресу Селезнева 4/3, что находится по соседству с «Бау-центром». В конце прошлого года рядом с этим офисным зданием началось строительство муниципальной платной парковки. Работы заключались всего лишь в нанесении разметки и установки паркомата. Но дело в том, что на этом месте уже была парковка – бесплатная для арендаторов и посетителей офисного здания. Ее построили – с заказом проекта, со всеми согласованиями, с исполнением работ «Кубаньдорблагоустройством» - владельцы офисного здания еще в 2007 году. Но вот на месте бесплатной появляется муниципальная платная. И арендаторы офисов – представители мелкого и среднего бизнеса – уже заявляют владельцам здания, что не в состоянии ежедневно платить за парковку своей машины (или машины клиента) по 250-300 рублей, и уже вынуждены подыскивать себе новые офисные помещения.
- Должна же быть элементарная справедливость?! – вопрошают люди в микрофон.
В ответ Владимир Евланов обещает разобраться и делегирует этот вопрос …Архипову, который курирует развитие муниципальных платных парковок.
Кстати, один из наиболее часто повторяющийся упреков в контексте платных парковок, - компания «Городские парковки» не строит (или строит мало) въездных «карманов», закрытых или прибордюрных парковок, не расширяет проезжую часть. «Городские парковки» заняты лишь тем, что «облагораживают» (установка разметок, знаков, паркоматов) под свои цели площадки, которые вчера или пятнадцать лет назад создали городские власти или какие-то хозяйствующие субъекты.
- Раньше по правой стороне Рашпилоевской на всем ее протяжении парковались бесплатно. Сегодня на этой улице трафик не увеличился, потому что правая полоса все так же занята припаркованными машинами, но теперь парковаться надо уже за деньги, - возмущается старушка, которая вначале своего выступления похвалилась чуть ли не 40-летним водительским стажем.
Справедливости ради надо сказать, что «парковочные» действия властей находили и поддержку – в основном у молодых горожан. Вячеслав, вчерашний студент (так он представился) сказал, что полностью поддерживает систему платных парковок:
- Я рассуждаю просто – в системе «клиент-услуга». Я приезжаю в центр города и уверен, что на 100 процентов смогу припарковаться.
Ему вторит молодая женщина (водительский стаж 5 лет, менеджер, на машину заработала сама, родители не помогали):
- Если у человека хватило средств приобрести машину, то наверняка у него хватит денег ее заправить или оплатить парковку. А, если нет, - тогда пользуйтесь общественным транспортом и платите за билет 20 рублей!
У критиков платных парковок эти выступления вызвали раздражение, прозвучало даже, что молодые люди – «подготовленные» к выступлениям властью, и Владимир Лазаревич даже был вынужден оправдываться, - мол, я эту молодежь первый раз вижу!..
Взяла слово Токарева Светлана Владимировна, работник музыкального театра. От нее досталось и сотрудникам мэрии («Вы же Владимир Лазаревич на машине на работу ездите, - и я хочу на машине! И чтобы стояла бесплатно на парковке целый день»), работникам прокуратуры и судов («Невозможно поставить машину на Советской, на Красноармейской – от Пушкина до Комсомольской. Люди, которые призваны блюсти закон, первыми его нарушают…») Краснодарец Вячеслав Потапов предложил представителям общественных организаций выявлять и выкладывать в интернет случаи нарушения правил парковки представителями закона («Мы их всех заем: в гос.номерах серия АСК – это судьи, серия АВВ – это прокурорские, серии ООО – тоже неприкасаемые…»)
«Досталось» и присутствовавшему на встрече Олегу Богуну, начальнику ОГИБДД УМВД по Краснодару, — мол, ваши сотрудники «права» за деньги продают, без «подарка» не сдашь экзамен по вождению, инспектора ГИБДД «в упор» не видят нарушителей правил парковки на Новороссийской и Ставропольской — в два ряда вокруг вещевого рынка… В ответ подполковник заметил, что такие вещи надо доказывать.
Выступивший краснодарец Вадим Лось в целом доброжелательно оценил практику платных муниципальных парковок, но заметил при этом, что предпринимаемые городской властью меры борьбы с транспортными заторами, оборачиваемостью парковок, увеличению транспортного трафика на дорогах города… малоэффективны. Городу необходимы радикальное решение транспортной проблемы, и, прежде всего, - расширение существующих и ввод в строй новых магистралей.
- Это же ненормальная ситуация, когда центр и восточная часть города соеденены всего лишь двумя магистралями – улицами Ставропольской и Северной…
Выступления продолжались, но выступающий народ как-то выдохся, что ли?! Создавалось впечатление, что эта встреча направлена только на «стравливание пара» у критиков платных муниципальных парковок. Никакой резолюции или обращения не подразумевалось, да и не было. В конце встречи Владимир Евланов, мэр Краснодара, поблагодарил собравшихся за участие и неравнодушие, пообещал прореагировать на критические замечания и закрыл встречу.
Автомобильный портал Краснодарского края \"За рулем Кубань\". ТРК \"Новый Ракурс\".
Текст и фото: Михаил Моховой.
Перейти к списку