Опасен ли пожилой водитель?
09:24, 25 августа 2017г.
Пожилой человек за рулем автомобиля: норма или потенциальная опасность для него и других участников дорожного движения? По этому вопросу существуют совершенно разные мнения.
Сколько в России возрастных водителей, точно не известно, но только с января по июнь текущего года более 3,5 тысяч человек, чьи года уже перевалили за отметку в 60 лет, впервые, подчеркиваем — впервые — получили права либо открыли новую водительскую категорию. Обменяли же удостоверения за этот же период около 180 тысяч людей в той же возрастной нише.
Депутаты российской Госдумы предложили ограничить для пенсионеров срок действия водительских прав с десяти до трех лет. Есть ли подобные прецеденты в других странах?
За полгода около 180 тысяч людей старше 60 лет обменяли права в России, а 3500 получили удостоверение в первый раз в жизни.
На самом деле многие развитые страны уже ввели определенные ограничения для водителей «в возрасте». Например, в США, они обязаны пройти специальные курсы, название которых можно перевести на русский язык как «освежающие». Эти занятия и сданные по их итогам экзамены призваны определить, осталась ли у пожилых водителей прежняя реакция, а также свежи ли в их сознании правила дорожного движения.
В Великобритании, чтобы иметь возможность после наступления 75-летнего возраста садиться за руль, необходимо пройти тесты на знания ПДД (независимо от предыдущего года и результата прохождения), а также проверить остроту зрения.
В Италии также действует пересдача, а не так давно местные законотворцы предложили законопроект, запрещающий вождение после 80 лет, даже при отличном самочувствии. Правда, пока у него больше противников, чем сторонников.
У нас пока никаких ограничений для пожилых автомобилистов нет. Справка, которую необходимо «выправлять» раз в десять лет, показывает состояние здоровья, но не является возрастным цензором. И никаких тебе пересдач.
А что говорит статистика о таких водителях?
Нам придется проанализировать много разных данных. Например — 8% ДТП происходят по причине обострения сердечно-сосудистых заболеваний у водителей. Иными словами, человеку может стать плохо, он может потерять сознание или даже умереть, будучи за рулем. Надо ли говорить, что с возрастом риск таких болезней значительно повышается.
Организация европейского сотрудничества и развития проводила специальное исследование с 1990 по 2006 год, изучая связь между возрастом водителя и количеством аварий. Самой опасной группой, в итоге, стали вовсе не пенсионеры, а водители от 18 до 24 лет, на которых приходилось аварий со смертельным исходом почти вдвое больше, чем на представителей других возрастных категорий.
В Великобритании на сегодняшний день зарегистрировано 154 водителя старше ста лет.
Самостоятельное исследование британских экспертов также выявило, что водители старше 70 лет реже становятся участниками аварий, чем их более молодые коллеги. И всего 4% ДТП, совершенных пенсионерами, имеют смертельный исход. В этой стране, к слову, более миллиона автомобилистов старше 80 лет и более 150 человек — старше 100 лет, которые до сих пор водят машину.
А вот статистика Германии не так оптимистична. В исследовании, проведенном в 2007 году, выявлено, что большая часть, а именно 70% аварий с участием пожилых людей, совершено по их вине.
Возрастные водители спровоцировали несколько громких аварий. Самой, пожалуй, известной из которых стало происшествие в Санта-Монике в Калифорнии США. Джордж Веллер, которому исполнилось 86 лет, врезался в толпу на местном рынке и в течение нескольких минут продолжал давить беззащитных людей. Эта трагедия унесла жизни десяти человек, еще 70 получили увечья и травмы различной степени тяжести. Веллер объяснил на суде, что перепутал газ с тормозом. Суд принял во внимание, что Веллер страдает старческим слабоумием и вынес ему наказание в виде условного срока и штрафа.
В Германии, в Мендене, во время праздника в толпу гуляющих влетел автомобиль, управляемый 79-летним водителем. Тогда погибли три человека, а еще 50 получили ранения.
Но, справедливости ради, нужно признать, что и у молодых водителей случаются подобные трагические эпизоды. Так может быть все-таки правильно ставить во главу угла состояние здоровья, а не возраст?
В нашей стране отражением самочувствия водителя является медицинская справка. Сегодня этот документ можно получить как в государственных, так и в частных клиниках, имеющих лицензию. Список врачей, обследование у которых необходимо пройти, сдав анализы, невелик: терапевт, офтальмолог, психиатр и нарколог. На «грузовую» категорию придется дополнительно посетить невролога и лор-врача.
Медсправка на категории «A», «B», «С», «D» и «Е» выдаётся сроком на два года. Водители, занимающиеся перевозками детей и лиц, не достигших 21 года — должны получать свежий документ каждый год. Такой же срок установлен для граждан, имеющих определенные заболевания. Однако, на деле, только замена прав заставляет автолюбителей проходить очередное медицинское обследование. И сотрудники ГАИ относятся к этому факту снисходительно. Вспомните, когда у вас в последний раз требовали медицинскую справку?
Но даже полученная раз в год медсправка не дает гарантии, что каждый день в последующие месяцы вы будете чувствовать себя хорошо. Следует помнить, что автомобиль является средством повышенной опасности, как для других участников движения, так и для самого водителя и его пассажиров. Поэтому при недомогании, особенно если водитель уже в возрасте, когда риск внезапных инсультов, инфарктов и обмороков возрастает, лучше передоверить руль другому лицу, воспользоваться общественным транспортом, вызвать такси или остаться дома.
Текст: Оксана Куправа
Фото: Геннадий Дьячук
Перейти к списку