О неформальном движении велосипедистов Краснодара
10:00, 2 мая 2016г.
Благодаря неожиданному знакомству с Константином Трудиком мы смогли больше узнать о неформальном движении велосипедистов Краснодара, координатором которого он является.
- Как ты пришел к велосипеду?
- В детстве, как подавляющее большинство мальчишек и девчонок, меня не научили ездить на велосипеде, и к этому виду транспорта я пришел довольно поздно. Но как раз поэтому был просто очарован двумя колесами и их возможностями. Два года назад продал машину и уже окончательно «подсел» на велосипед.
- А кто ты по специальности?
- У меня два высших образования. Формально – фрилансер, «де факто» - общественный деятель, но вообще я по специальности – системный администратор. Я был разъездным сисадмином, постоянно работал в машине, постоянно «на колесах», - спал в машине, ел в машине, работал в машине. И понял – как много времени провожу бессмысленно в «пробках». Не двигаюсь. На пятый этаж не мог без отдышки подняться. Это был 2012-й год, я почувствовал кризис среднего возраста, и как следствие – бросил курить и купил велосипед. Таким образом, продажа машины лишь поставила жирную точку в моей предыдущей жизни. Началась жизнь велосипедная.Спустя год стал выезжать на велике за пределы города, и понял, что велокультура у нас на очень низком уровне…
- А у тебя какой велосипед?
- У меня было очень много разных моделей, разного предназначения. Начинал с «горного», как мы их называем – «двухпружинного» Stels за 8 тысяч рублей. Следующим был хардтейл (велосипед, рама которого не имеет задней подвески, - М.М.) с 29-дюймовыми колесами. Я ездил на нем два года, прежде чем понял, что большую часть времени езжу по городскому асфальту. И сейчас у меня обыкновенный шоссейный циклокросс (колеса 622 мм, руль-«баран» и т.д.: по своим характеристикам циклокроссовый велосипед – нечто среднее между шоссейным гоночным велосипедом и дорожным – М.М.). Это такой «шоссейник» на «зубастой» резине, велосипед для грязи. Но сейчас я уже вырос из простых «покатушек» и хочу заниматься спортом по-серьезному. Поэтому следующим планирую брать шоссейный или шоссейно-гоночный велосипед.
- И дорогое это удовольствие?
- Тренировочный – 100-200 тысяч рублей. А гоночный, на котором выходишь на соревнования, – 300-500 тысяч рублей... Заниматься любым техническим видом спорта – это всегда дорого.
- Каким именно велоспортом планируешь заняться? Насколько я знаю, в велоспорте – огромное множество «дочерних» видов.
- Российская федерация велоспорта признает четыре дисциплины. Это – горный велосипед, «шоссе», «трек» и BMX (полное отсутствие подвески и всего одна передача, трюки на рампах, грунтовых и асфальтовых площадках – М.М.). В каждом из этих видов есть свои подвиды. Например, в горном велосипеде есть кросс-кантри - это такое легкое бездорожье, и есть даунхилл – скоростной спуск с горы на велосипеде с огромными «танками»… Но, повторюсь, лично меня больше всего манит «шоссе».
- В рождении и существовании велодвижения Краснодара есть какая-то интернет-составляющая?
- Конечно, и немалая: без интернет-составляющей наше движение вряд ли состоялось бы. По крайне мере, в том виде, в котором оно есть сейчас. «Вконтакте» у нас большая группа – шесть тысяч человек, и продолжает расти. Там происходит вся координация, составление планов. Люди приходят по «сарафанному радио» и по фотографиям, которые выкладываются после мероприятий.
В один момент меня, как представителя группы, стали приглашать на различные совещания с Евлановым. Было совещание в администрации города по велодорожкам, стали приглашать участвовать в общегородских мероприятиях – не меня, а наше движение. Все, что касается городской велосипедной инфраструктуры – дорожки, парковки, дорожные знаки – придумано или нами, или с нашим участием. Мы проводим велопробеги по согласованным маршрутам, в которых участвуют от ста до четырехсот человек – с ведущими, с волонтерами. Бывают городские гонки, фестивали. Сейчас мы готовим большой дневной велопарад – с перекрытием улиц.
Но чаще, чуть ли не каждый день, бывают какие-то «покатушки»: собрались 10-15 человек на театре Драмы и поехали куда-нибудь на природу в горы. Могут на несколько дней уехать.
- Это что, с собой надо тащить палатки-еду?
- Конечно, нет: есть много велосипедных тур-операторов, которые предоставляют за деньги проживание-питание-экскурсионную программу. Но чаще происходит несколько иначе: какие-то инициативные люди кидают клич в интернете, - мол, мы тогда-то едем туда-то, кто хочет – присоединяйтесь!
- Из твоих слов складывается впечатление, что у нас очень продвинутый в велосипедном смысле город…
- На удивление нет, у нас не сложилось большой велотусовки. Мы и близко не стоим, к примеру, с Воронежом. Там очень много организованных велосипедистов, у них очень хорошая взаимосвязь с администрацией города, с ГИБДД. В этом же ряду – Москва, Питер, Уфа, Петрозаводск.
А у нас… Ну вот наше ГИБДД – самая большая головная боль: с ними очень тяжело согласовывать мероприятия. Они не любят нас хоть как-то сопровождать, не замечают велосипедных проблем и откровенно ставят «палки в колеса» велодорожкам и всей нашей инфраструктуре. Они очень боятся ответственности. К примеру, мы второй год пытаемся организовать велопарад. В прошлом августе наше ГИБДД отменило его буквально за два дня до намеченной даты. А в Воронеже он проводится уже третий год – в среднем по десять тысяч велосипедистов за раз. Мы стараемся максимально интегрироваться в городскую жизнь. Наши велопарады, фестивали, «покатушки» - в общем-то, не для велосипедистов, а для общественной жизни города.
- Лена Шувалова на недавней конференции «Градоэкологический каркас» упоминала экспедицию ВелоКраснодара по всей цепочке краснодарских карасунов…
- Да, мы прошли их все – в формате «Арт-дамба» по примерному маршруту несуществующего пора проекта городского парка, объединяющего все шестнадцать карасунов нашего города. Мы проехали по береговой линии от Покровских озер близ стадиона «Кубань» до карасунов в Комсомольском микрорайоне. В одном месте нам пришлось перелезть через забор, в другом - еще как-то «просочиться», но в целом маршрут существует и такой парк вполне может быть создан. Там много дыр, щелей и прочего, что может связать в единое целое цепочку зеленых зон города. Или стать основой для создания таких зеленых зон. Надо расширить, расчистить, засадить, сделать пешеходные мостики над оживленными улицами, - и можно пользоваться.
- Планы на будущее…
- Хотим уйти от формата велоклуба, в котором фактически находимся, в настоящее велодвижение, как это сделано в Москве и в том же Воронеже. Это дает меньше «заморочек» в развитии. Отношениям с администрацией нужно посвящать большую часть времени. А отношения с велосипедистами нужно превратить в понятные, сиюминутные и «стандартные» вопросы.
- Ну, а в целом?
- Все лучше, и необратимо. Раньше стычки с водителями случались довольно часто: то прижимали, то сигналили… Сейчас обстановка спокойнее. Больше велосипедистов, лучше инфраструктура. Я научился видеть дорогу и обстановку. И водители машин научились видеть велосипедистов. Но в городе. На трассах велосипедисту сложно: обычно скорости авто огромные, а обочины для велосипедистов – гравийка. Я мечтаю, что когда-нибудь на трассе из Краснодара до Джубги появится настоящая велополоса. Наши ребята до Джубги едут 3,5-4 часа, - пусть летом автомобилисты повторят этот «трюк». А статистика убеждает нас в том, что в автомобиле ездить пока опаснее, чем на велосипеде.
Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс".
Текст: Михаил Моховой. Фото: Михаил Моховой, Геннадий Дьячук.
Перейти к списку