Новый взгляд на проблемы паркинга.

09:50, 3 января 2015г.

Архипов Владимир Олегович, зам.начальника краснодарского городского управления по организации дорожного движения, рассказывает о развитии сети муниципальных (в том числе и платных) парковок в столице Кубани, о том как реализуются права инвалидов на бесплатную парковку и о программном обеспечении для смартфонов, благодаря котором парковка из ужаса может превратиться в обыденность.

- Начнем с мест для инвалидов. Они обязательны на парковках?

- Есть СНИП от 1989 года «Градостроительство: планировка и застройка городских и сельских поселений», который действует и до сих пор. Согласно ему на любых парковках должны выделяться места для инвалидов: 10 процентов от общего количество машино-мест, но не менее одного. То есть, если у вас 50 мест на парковке, инвалидам выделяется пять; если на парковке всего пять мест, то одно предназначено для инвалидов.

Правила эти давние, но о них с течением времени несколько …подзабыли. Крупная хозяйствующие субъекты (торговые центры или рынки) эти требования выполняли во все времена, мелкие кафе и магазины эти требования «не замечали». И сегодня наше управление по организации дорожного движения исправляет пробелы последних десятилетий.

Если на «инвалидном» месте стоит машина не инвалида — это нарушение ПДД. И, естественно — контролировать эти требования должны  органы ГИБДД, а не хозяйствующие субъекты.

- Как именно?

- Во-первых, — хозяйствующим субъектам выдаем технические условия на обустройство новых парковок с обязательным присутствием  места для инвалидов. Если в проекте этого нет, фирма или организация может просто не получить ордер от нашего департамента на строительство. Бывало, что парковка оказалась без установленых технических знаков или без разметки. Тогда мы требуем соблюдения проектной документации под угрозой отзыва своих ТУ и ликвидации парковки. Но пока до таких мер еще не доходили.

Во-вторых, — приводим в порядок существующие старые муниципальные бесплатные парковки, которые ранее были сделаны кем-то и когда-то. Зачастую трудно определить — чья она?! Тогда мы их сами разрабатываем, готовим соответствующие схемы на установку знаков, на разметку — в том числе и на места для инвалидов, и запускаем обновленную парковку в эксплуатацию.

Третье направления — это наши платные муниципальные парковки. На сегодняшний день в городе — 44 платных муниципальных парковки с числом  машиномест более двух тысяч. На каждой из них в обязательном порядке присутствует место для инвалидов места для инвалидов. Норма все та же: 1/10 от общей вместимости.

Добавлю, что у платных муниципальных парковок очень много положительных эффектов. Это и снижение заторных ситуации, это наличие всегда свободных мест и мест для инвалидов.

- Не секрет, что выделить место для инвалидов — это только полдела; вторая половина — организовать контроль. Ведь у нас сплошь и рядом на местах для инвалидов припаркованы очень крутые – по стоимости или гос.номерам – машины.

- И нам регулярно поступают жалобы от инвалидов, что там-то и там-то он не смог припарковаться, потому что их места заняты. При том, что у инвалидов по федеральному законодательству есть право на бесплатное получение этой услуги, парковки, — причем, в любое время суток и на любую продолжительность.

Правовое поле здесь понятное: если на «инвалидном» месте стоит машина не инвалида — это нарушение ПДД. И, естественно — контролировать эти требования должны  органы ГИБДД, а не хозяйствующие субъекты. То есть претензии надо предъявлять не к администрации рынка или «Ларуа-Мерлен», а к работе госавтоинстпектора. Но у сотрудников ГИБДД много других задач контроля, у них всегда не хватает людей. Поэтому мы, муниципалитет, сами апробируем различные варианты решения этой проблемы. Используем опыт Москвы: контроль за уличными парковками производится с машин, которые кружат вокруг парковок и фотофиксируют стоящие машины. Места для инвалидов выделяются специальной разметкой, которая несколько сильней выдается на проезжую часть, и затем машины на таких местах выделяются из общей массы. Затем в базе данных проверяются номера, и выясняется — действительно ли машина, стоящая на инвалидном месте, принадлежит инвалиду?

Есть другой вариант, который нам кажется еще более перспективным: оборудовать каждую муниципальное парковку стационарной видеокамерой, которая будет отслеживать только места парковки инвалидов. Номера машин, стоящих на эти места, будут пробиваться по базе данных ТС инвалидов. Если машина принадлежит не инвалиду, - передаем эту видеоинформацию в органы ГИБДД. То есть мы им даем доказательную базу, а штрафные санкции применяет государственная автоинспекция.

В настоящее время мы уже формируем реестр ТС, принадлежащих инвалидам. Техническая сторона контроля за парковками — вне зависимости от механизма решения — должна быть завершена к концу первого полугодия 2015 года!

- Видеокамеры, шлагбаумы, паркоматы… Скажите, это осознанно делается, чтобы на муниципальных парковках не было обслуживающего персонала?

- Напротив! В настоящее время ведется работа, чтобы на всех уличных парковках появился сотрудник, который будет выполнять функции …немного охранника, немного технического мастера, немного консультанта. Далее — формируется  центральная диспетчерская платных муниципальных парковок. Шлагбаумы на патронах устанавливается специальная кнопка, нажав на которую можно связаться с диспетчером центральная диспетчерская, если возникает какая-либо проблема с парковкой. 

- Могу ли я позвонить в центральную диспетчерскую и заранее забронировать место на той или иной парковке?

- Нет, это давало бы вам какие-то преференции перед человеком, который раньше вас оказался у данной парковки и желает там оставить машину. Но кое-что дистанционно уже можно сделать. Я имею в виду мобильные приложения для смартфонов разных операционных систем.

Начнем с того, что существует и работает не первый месяц в тестовом режиме специальный сайт: parkingkrd.ru Там есть вход в личный кабинет, там можно проложить маршрут до парковки, узнать ее вместимость. Причем показаны не только муниципальные платные парковки, а вообще все крупные парковки города вне зависимости от того, кому они принадлежат. Такого вы еще не было в  Краснодаре - чтобы были систематизированы все городские парковки!

К этому сайту «привязано» мобильное приложение «Городские парковки Краснодара» — пока, правда, только для айфонов и смартфонов на Android. Аналогов такой программе в России еще нет, программа не писалось на базе чего-то, а совершенно новая, с нуля — это наша интеллектуальная собственность.

На карте города показаны парковки и количество машино-мест, в дальнейшем мы сделаем так, чтобы в режиме реального времени показывались свободное места. Вход в личный кабинет «привязан» к номеру мобильного телефона, в кабинете указывается модель и государственные номера транспортного средства. После чего вы пополняете баланс через банковскую карточку или через счет мобильного телефона. По прибытию на парковку выбираете предположительное время стоянки, причем с поминутным (!) шагом. В этом-то и прелесть: если оплачивать через паркомат, то - тариф 30 рублей в час, если через мобильное приложение, то - 50 копеек минута! Система проверяет - есть ли у вас на счету столько денег, чтобы заплатить, предположим, 8 рублей за 15 минут. Приложения для смартфонов на Windows  уже тестируется и будет выложено в магазине приложений в самое ближайшее время, возможно что до Нового года!

За несколько минут до окончания вашего запланированного времени парковки система пришлет вам сигнал напоминание, и вы либо уезжаете с парковки, либо, не подходя к машине, с телефона доплачиваете какую-то сумму, чтобы продлить время стоянки.

- А если кто-то «забудет» заплатить?

- Для таких напоминаю, — Законодательным Собранием Краснодарского Края  внесены изменения в Закон Краснодарского края № 608 «Об административных правонарушениях», по которому с 13 октября 2014 года «неуплата за размещение транспортного средства на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения и используемой в соответствии с муниципальным правовым актом на платной основе, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей». Тысяча рублей фиксировано — вне зависимости от фактического времени пребывания на платной стоянке: полчаса или пять часов.

Любой может убедиться, что появились на парковках свободные места в центральной части города и рядом с крупными медицинскими учреждениями, — например, на Красных Партизан рядом со 2-й гор.больницей или недалеко от ЗСК, от Арбитражного суда и краевой Прокуратуры.

На сегодняшний день практически во всех муниципалитетах Российской Федерации пришло понимание того что нарушения правил дорожного движения нарушения касающиеся внутренней жизни города нужно удобно фиксировать помощью системы видеофиксации. Эта работа более всего развернулась по нарушению скоростного режима. В этом году на уровне края создана государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «Интеллектуальные системы Кубани», которому переходит контроль за всеми камерами, фиксирующими нарушения скоростного режима в крае (объясняется это помимо прочего и тем, что штрафы идут в бюджет субъекта Российской Федерации, то есть в бюджет Краснодарского края). Новое бюджетное учреждение отныне занимается обслуживанием уже установленных камер, установкой новых, а также расширением их функциональности. Например, камеры стали устанавливать на полосе общественного транспорта: личный транспорт, движущийся по этим полосам, фиксируется на фото, и это считается доказательной базы, которая передается в центр мониторинга ГИБДД — для последующего административного преследования в виде штрафов.

Программа муниципальных парковок пока нацелена на центр города, но со временем, через  два-три года, будет выходить на «спальные» районы — в общественно значимые места: кинотеатры, рынки, поликлиники, крупные торговые центры.

В общем, и муниципальные платные парковки, и соблюдение прав инвалидов на паркинг – это всерьез и надолго! 

Автомобильный портал Краснодарского края «За рулем Кубань». ТРК «Новый Ракурс».

Текст: Михаил Моховой. Фото: Геннадий Дьячук.




Перейти к списку