Музыка в автомобилях

23:57, 30 марта 2017г.

Современные автомагнитолы способны выдавать такое качество звука, с которым может сравнится разве что камерный зал. Они удобны в управлении, многофункциональны, умеют воспроизводить звук с носителей различных форматов. В общем в наш век меломанам — раздолье. Но так было не всегда.

Первая «музыка» в автомобилях появилась в начале 20-х годах прошлого века. Это были не заводские аппараты, а поставленные умельцами громоздкие приемники.

Для того, чтобы в машине зазвучала музыка, приходилось переделывать обычный «домашний» ламповый радиоприемник под шестивольтовую автомобильную сеть или возить с собой комплект тяжелых батарей. Но сложнее всего было с антенной. Ее нужно было мостить к потолку автомобиля, и места ей требовалось не мало. Только представьте: ведете вы машину, на соседнем сиденье здоровая коробка — приемник, прикрученный проводами к электросети автомобиля. А над вашей головой болтается металлическая сетка. Надо ли говорить, что звук у такого устройства был далек от идеала. Скрежет, шум, прерывание трансляции были вечными спутниками автомобильных меломанов тех лет. Но чего не сделаешь ради искусства — приходилось терпеть.

Конструктор-самоучка Уильям Лир изобрел много полезных вещей, среди которых первый автомобильный приемник.

Только в 1928 году изобретатель Уильям Лир из США сделал автомобильный приемник, который прятался под панелью, а снаружи оставалась только линейка настройки частоты и «барашки» управления. Прибор работал от автомобильной сети через преобразователь напряжения. В расчете на экстремальные условия эксплуатации лампы в автомобильном радио Лира стали делать в металлических колбах, а не в стеклянных, что значительно повысило надежность прибора. Раньше при неудачном скачке машины на ухабе лампа могла разбиться, выведя из строя весь агрегат.

Название первого серийного приемника так понравилось братьям Гэлвинам, что вскоре они назвали и свою компанию Моторола.

С 1930 года по патенту, купленному у Лира, такие приемники массово производятся братьями Гэлвинами в компании «Galvin Manufacturing Corporation» под товарным названием «Motorola 5T71». Указание на мотор в названии свидетельствовало, что это радио предназначено именно для автомобиля. Позже компания сменила длинное наименование на Motorola, под которым и известна до сих пор.

Первый европейский автомобильный приемник А5, весивший 12 кг, очень дорогой и очень хрупкий. Стеклянные лампы постоянно выходили из строя.

В Европе тоже появился свой автомобильный приемник - «Blaupunkt Autosuper 5» (А5). Этот прибор весом 12 кг также монтировался под панелью и даже имел кабельный пункт дистанционного управления, который можно было установить на рулевую колонку. Однако модель не стала массовой из-за слишком высокой цены, она составляла примерно 20% от стоимости автомобиля. Кроме того европейцы не пошли по пути, предложенному Лиром, и оставили в радиоле стеклянные дампы. Так что дорогущее устройство легко выходило из строя при хорошей встряске. Но в 1935 году проблему, казалось бы, решили с помощью изобретения виброустойчивых ламп, которые стали устанавливать на модель Blaupunkt 5A75.

Вторая мировая война остановила развитие автомобильных музыкальных устройств по понятным причинам. К их разработке вернулись только в конце 40-х.

Долгое время автомобильные приемники были роскошью и стоили 10-20 процентов от стоимости самой машины.

В 1950-м появляется первая массовая модель, предназначенная для автомобиля Фольксваген Жук. С этого момента начинается бурное развитие автомобильной музыки. Все больше компаний занимаются производством подобных устройств. Уже в 1959 году был выпущен миллионный автомобильный приемник, тогда как до Второй мировой войны собрали едва ли несколько тысяч экземпляров. К концу 50-х приемники обзавелись УКВ-диапазоном, транзисторами и автоматическим поиском радиостанций. К середине 50-х относится производство проигрывателей виниловых пластинок для автомобилей, не получивших, однако, массового распространения.

Устройство для прослушивания виниловых дисков в автомобиле.

В СССР первые массовые радиоприемники начали устанавливать с 50-х годов прошлого века в «Москвиче» 402-й модели.

В начале 60-х, опять же в США появляется первая автомагнитола, теперь в машине можно слушать не только радио, но и музыку в записи.

Советский автомобильный приемник образца 1987 года

К 1984 году разрабатывается единый стандарт для автомобильных приемников, и теперь устройства различных производителей можно устанавливать на любые машины. К 2001 году в автомобили приходит MP3-плеер. С тех пор с каждым годом устройства для воспроизведения музыки обрастают все новыми функциями. Сейчас это умные мудьтимедийные системы, которые бесконечно далеки от первых приемников — громоздких, грубых и вместе с тем чрезвычайно хрупких. А ведь истории автомобильной музыки нет и ста лет. И такой прогресс!

Текст: Оксана Куправа

Фото: биографический сайт Уильяма Лира, Motorola, Blaupunkt




Перейти к списку