Музыка в автомобилях
23:57, 30 марта 2017г.
Современные автомагнитолы способны выдавать такое качество звука, с которым может сравнится разве что камерный зал. Они удобны в управлении, многофункциональны, умеют воспроизводить звук с носителей различных форматов. В общем в наш век меломанам — раздолье. Но так было не всегда.
Первая «музыка» в автомобилях появилась в начале 20-х годах прошлого века. Это были не заводские аппараты, а поставленные умельцами громоздкие приемники.
Для того, чтобы в машине зазвучала музыка, приходилось переделывать обычный «домашний» ламповый радиоприемник под шестивольтовую автомобильную сеть или возить с собой комплект тяжелых батарей. Но сложнее всего было с антенной. Ее нужно было мостить к потолку автомобиля, и места ей требовалось не мало. Только представьте: ведете вы машину, на соседнем сиденье здоровая коробка — приемник, прикрученный проводами к электросети автомобиля. А над вашей головой болтается металлическая сетка. Надо ли говорить, что звук у такого устройства был далек от идеала. Скрежет, шум, прерывание трансляции были вечными спутниками автомобильных меломанов тех лет. Но чего не сделаешь ради искусства — приходилось терпеть.
Только в 1928 году изобретатель Уильям Лир из США сделал автомобильный приемник, который прятался под панелью, а снаружи оставалась только линейка настройки частоты и «барашки» управления. Прибор работал от автомобильной сети через преобразователь напряжения. В расчете на экстремальные условия эксплуатации лампы в автомобильном радио Лира стали делать в металлических колбах, а не в стеклянных, что значительно повысило надежность прибора. Раньше при неудачном скачке машины на ухабе лампа могла разбиться, выведя из строя весь агрегат.
С 1930 года по патенту, купленному у Лира, такие приемники массово производятся братьями Гэлвинами в компании «Galvin Manufacturing Corporation» под товарным названием «Motorola 5T71». Указание на мотор в названии свидетельствовало, что это радио предназначено именно для автомобиля. Позже компания сменила длинное наименование на Motorola, под которым и известна до сих пор.
В Европе тоже появился свой автомобильный приемник - «Blaupunkt Autosuper 5» (А5). Этот прибор весом 12 кг также монтировался под панелью и даже имел кабельный пункт дистанционного управления, который можно было установить на рулевую колонку. Однако модель не стала массовой из-за слишком высокой цены, она составляла примерно 20% от стоимости автомобиля. Кроме того европейцы не пошли по пути, предложенному Лиром, и оставили в радиоле стеклянные дампы. Так что дорогущее устройство легко выходило из строя при хорошей встряске. Но в 1935 году проблему, казалось бы, решили с помощью изобретения виброустойчивых ламп, которые стали устанавливать на модель Blaupunkt 5A75.
Вторая мировая война остановила развитие автомобильных музыкальных устройств по понятным причинам. К их разработке вернулись только в конце 40-х.
В 1950-м появляется первая массовая модель, предназначенная для автомобиля Фольксваген Жук. С этого момента начинается бурное развитие автомобильной музыки. Все больше компаний занимаются производством подобных устройств. Уже в 1959 году был выпущен миллионный автомобильный приемник, тогда как до Второй мировой войны собрали едва ли несколько тысяч экземпляров. К концу 50-х приемники обзавелись УКВ-диапазоном, транзисторами и автоматическим поиском радиостанций. К середине 50-х относится производство проигрывателей виниловых пластинок для автомобилей, не получивших, однако, массового распространения.
В СССР первые массовые радиоприемники начали устанавливать с 50-х годов прошлого века в «Москвиче» 402-й модели.
В начале 60-х, опять же в США появляется первая автомагнитола, теперь в машине можно слушать не только радио, но и музыку в записи.
К 1984 году разрабатывается единый стандарт для автомобильных приемников, и теперь устройства различных производителей можно устанавливать на любые машины. К 2001 году в автомобили приходит MP3-плеер. С тех пор с каждым годом устройства для воспроизведения музыки обрастают все новыми функциями. Сейчас это умные мудьтимедийные системы, которые бесконечно далеки от первых приемников — громоздких, грубых и вместе с тем чрезвычайно хрупких. А ведь истории автомобильной музыки нет и ста лет. И такой прогресс!
Текст: Оксана Куправа
Фото: биографический сайт Уильяма Лира, Motorola, Blaupunkt
Перейти к списку