К морю - через «черный ход»

06:32, 27 мая 2016г.

Начинается курортный сезон, и по прошлым годам понятно, что выстроятся огромные очереди автопутешествеников со всей России перед «парадными подъездами», ведущими к морю, – на джубгинской, новороссийской и темрюкской трассах. Но мы-то, местные автолюбители, знаем или слышали о существовании «черного хода» к морю – от Хадыженска до Туапсе через Шаумянский перевал. И в преддверии лета решили пройти по этому маршруту на автомобиле.

На интернет-форумах автолюбителей (на том же «За Рулем!» Kuban.ru) часто встречается мнение, что через Шаумянский перевал можно проехать, – но только на лесовозе или полноприводном внедорожнике. Забегая вперед, сразу скажем, что все это ерунда, - этот перевал покорится любой легковушке, и – уж тем более! – полноприводному кроссоверу или рамному внедорожнику.

Шаумянский перевал можно проехать, – но только на лесовозе, все это ерунда, - этот перевал покорится любой легковушке

Но по порядку. В среду 18 мая мы стартовали в автопутешествие по Кубани от университетского «Табриса» ровно в 7:00 утра. Шли по навигатору, который по умолчанию предложил наиболее удобный маршрут путешествия: с уходом с джубгинской трассы перед Саратовской на Апшеронск (63 км), а уже потом – на Хадыженск (20 км). Якобы существует еще один маршрут на море, еще более короткий, - из Горячего Ключа сразу на Хадыженск (58 км).

Для справки: усредненная стоимость билета на автобусе из Краснодара в Туапсе (через Джубгу) 340 рублей, на пригородном поезде «Ласточка» 470 рублей.

Но по слухам и отзывам на интернет-форумах эта дорога настолько разбита, что автомобильные путешественники в здравом уме и твердой памяти предпочитают чуть более длинную дорогу, но с гораздо лучшим состоянием покрытия.Наш экипаж готов поручиться, что качество асфальтового покрытия на первом этапе маршрута – Саратовская-Апшеронск – выше всяких похвал. Дорога хорошо «читается», благодаря знакам и разметке. Правда, узкая: по одной полосе движения в каждую сторону, причем много длинных участков со сплошной разделительной полосой, где приходится грустно плестись за фурой или трактором.

Якобы существует еще один маршрут, еще более короткий, - из Горячего Ключа сразу на Хадыженск

Небольшое отступление. Поскольку моя личная Ford Fiesta ездит на газовом топливе, я, конечно, по ходу дела пытался отслеживать наличие на маршруте заправок пропан/бутан. И знаете, испытал чувство удовлетворения и уверенности в завтрашнем дне, - в предвкушении, когда отправлюсь через «Шумян» не на редакционной, а на собственной машине. Газовые (пропан/бутан) заправки я видел в Саратовской, на апшеронской трассе - в хуторе Первомайский, и в самом Апшеронске – на улице Юдина и на улице Коммунистическая (рядом с кафе «Оазис»), а в Туапсе – на улице Кошкина. В общем, если учесть, что 40 литрового тороидального баллона хватает минимум на 430 км, то нет поводов для беспокойства.Здесь, в предгорьях, народ живет бедней, нежели в степной зоне Кубани, - видимо, в плане экономики поле дает человеку больше, чем лес. В Апшеронском районе перелески чередуются с пшеничными полями и выпасами для скота. И много ровных и не лесистых участков, которые просто «гуляют», - ни фермы, ни поля, ни теплицы.

Газовые (пропан/бутан) заправки я видел в Саратовской, на апшеронской трассе - в хуторе Первомайский, и в самом Апшеронске, а также в Туапсе

Запомнилась станица Тверская. На фасаде школы натянут транспарант «Мы наследники Победы. Славу храним!» Тут же – монумент павшим в Великой Отечественной войне односельчанам. Но рядом, в пятнадцати метрах и дальше – брошенные, полуразрушенные дома с пустыми «глазницами» оконных проемов. На станице – печать запустения и увядания, какая тут «слава»?!В станице Кубанской на развилке Белореченск/Апшеронск отчетливо и близко виднеются горы. Да не просто горы, а заснеженные вершины! Час езды от краевого центра – а как будто на другую планету попал. Так красиво!

В станице Кубанской на развилке Белореченск/Апшеронск отчетливо и близко виднеются горы

В Апшеронск – а это уже федеральная трасса Р-254 Майкоп-Туапсе -въезжаем в 8:30, через полтора часа после старта. Маленький уютный населенный пункт, переросший станицу, но не ставший пока полноценным городом. Таких на Кубани много – Абинск, Кореновск, Приморско-Ахтарск… Дома преимущественно – частный сектор, лишь в центре – несколько многоэтажек, Дворец Культуры, администрация города…Мы заехали в центральный парк Апшеронска. Здесь – баскетбольная площадка, эстрада, пруд с мостиком, памятник основанию города, аттракционы. Тихо, безлюдно. За эстрадой «спрятался» небольшой локомотив.

Это – как напоминание, что в окрестностях Апшеронска располагается самая высокогорная в России (а раньше – в Советском Союзе) узкоколейная железная дорога. Участок в популярном у туристов Гуамском ущелье и (оказавшийся под оползнем) Мезмае – это восточная ветка апшеронской узкоколейки. А южная ветка идет на юг глубоко в горы, - до поселка Отдаленный (Шпалорез) - до Головинки или Лазоревского на побережье ближе, чем до Апшеронска (59 км). Там настоящий рай для людей, кто хочет убежать от цивилизации, популярный в узких кругах Мезмай - просто шумный перекресток на фоне Шпалореза, - так нам объяснили работающие в апшеронском парке озеленители.

в окрестностях Апшеронска располагается самая высокогорная в России (а раньше – в Советском Союзе) узкоколейная железная дорога

Двадцать километров между Апшеронском и Хадыженском – это асфальтовая трасса с одной полосой движения в каждую сторону. Качество покрытия неплохое, но чуть хуже, чем до Апшеронска: встречаются пятна подмытого оползнем асфальта; метров двести мы ехали по участку, на котором велись дорожно-ремонтные работы. В центр Хадыженска (контрольное время 09:25) не заезжали, а прошли этот городок по окраине, все время следуя по знакам «главная дорога».

Если не «кайфовать», то за 4 часа добраться через Апшеронск реально. Километраж 220, против 188 км через Джубгу.

И опять – узкая, но с хорошим качеством покрытия асфальтовая дорога, плавно изгибающаяся и постепенно поднимающаяся вверх. Проскакиваем несколько железнодорожных переездов через «Туапсинку» (это название старой, построенной еще при царе, железной дороги Майкоп-Туапсе. Ветка Краснодар-Туапсе появилась сравнительно недавно, после Великой Отечественной, и соединяется с «Туапсинкой» за перевалом в поселке Шаумян). Мелькают названия крошечных поселков – Станционный, Куринская (остановочный павильон «Школа №25» и рядом - действительно школа и два желтых школьных автобуса), Шубинка. Частые надписи предупреждают, что дорога наша лежит сквозь Пшишское лестничество, и, если проанализировать, то понимаешь, что здесь – более дикие, более девственные места, чем, например, на подъезде к Апшеронску.

Несколько железнодорожных переездов через «Туапсинку» (это название старой, построенной еще при царе, железной дороги Майкоп-Туапсе

Асфальт закончился километра через три за поселком Навагинским, - там, где дорожный знак говорит, что начинается Шаумянский перевал, - и дальше только грунтовка с щебеночным покрытием. Щебёнки – мы засекли по одометру – чуть меньше 7 километров: примерно 3 км с этой стороны и 4 км с той стороны перевала. За дорогой следят, и это было видно, что называется, воочию: встречалась и дорожная техника, и были заметны места, где подсыпали грунт, укрепляли откосы. Но нет даже намека на калею, на ямы.

Что напоминает дорога через Шаумянский перевал? Ну, просто дорогу через перевал, - такие же изгибы на участке приморского шоссе между Новомихайловским и Ольгинкой, или Михайловский перевал на пути в Геленджик. Дорога через Шаумянский перевал – ровная, с твердым покрытием, есть дорожные знаки. Полагаю, что даже ночью, даже под дождем двигаться по этому пути автопутешественнику не опаснее, чем, к примеру, по Джубгинской трассе.

начинается Шаумянский перевал, - и дальше только грунтовка с щебеночным покрытием

На самом верху, на перевале есть асфальтовый участок длинной метров в 100, и кафе «Привал» (шашлык, чай, шаурма, – а почему нет?!). Контрольное время 10:15.

 Естественный вопрос – почему нет асфальта на семи километрах нынешней грунтовки? Но, как я выяснил в интернете, - это невозможно по причине слабости почв: они «ходят», сваливаются в оползни. Единственное разумное решение – прорубить тоннель, но это – совсем другие деньги…

Асфальт начинается неожиданно, и буквально через 500 метров – домики: поселок Шаумян, давший название перевалу. Автобусная остановка, заготконтора, отделение связи, «Магнит», - цивилизация! Здесь же выход/вход железнодорожного тоннеля.

Гора Индюк (и рядом более низкая Индюшка) – любимое место туристов, скалолазов и альпинистов

И опять асфальтовая дорога – хоть и двухполоска – но очень хорошая: с обилием знаков, с разметкой. Вскоре становится видна гора Индюк (и рядом более низкая Индюшка) – любимое место туристов, скалолазов и альпинистов . Они сюда приезжают (чаще всего) по железной дороге (платформа «1744 км» краснодарской ветки), а дальше – пешком.

То там, то сям мелькают обелиски и памятники, посвященные подвигам советских воинов в Великой Отечественной войне. И вдруг до меня доходит, что именно здесь, на этих рубежах были остановлены немецкие войска, рвущиеся к Туапсе. Почему-то раньше мне казалось, что наши остановили захватчиков на перевале. Ан нет, в этих местах немцы перевалили главный Кавказский хребет, но были остановлены уже на южных склонах на подступах у Туапсе.

Обелиски и памятники, посвященные подвигам советских воинов в Великой Отечественной войне

Действительно «на подступах», потому что от поселка Индюк до Туапсе – «жалких» 26 километров. После перевала автомобильная дорога так или иначе пересекается или идет рядом с железнодорожной. А обе они повторяют изгибы реки Туапсе. Мелькают маленькие поселки – Кривенковское, Кирпичный, Цыпка, Пригородный. И вот в 11:30 по улице Б.Хмельницкого мы въезжаем в город, - красивый, очень уютный. По его центральной улице К.Маркса мы добрались до портовой набережной, нафоткались вдоволь, и в 12:30 отправились на Краснодар по знакомой дороге, - через Джубгу. Но об обратном пути писать не интересно, - все привычно и знакомо.

По центральной улице К.Маркса мы добрались до портовой набережной

Подведем итоги. Итак, по маршруту из Хадыженска до Туапсе можно избежать многочасовые «пробки», которыми славятся летние поездки по «традиционным» маршрутам. Напомним, что в выходные дни в августе 2015-го – путь из Краснодара до Джубги занимал до шести часов, - есть очевидцы! Но сейчас, в мае из Краснодара в Джубгу вы доберетесь – плюс/минус – за два часа. Путь между Джубгой и Туапсе занимает час, в лучшем случае 50 минут. Итого грубо 3 часа – из Краснодара в Туапсе. У нас этот путь - но по альтернативному маршруту – с остановками на перекус, фотографированием, знакомством с достопримечательностями Апшеронска – занял 4,5 часа. Если не «кайфовать», то за 4 часа добраться через Апшеронск реально. Километраж 220, против 188 км через Джубгу.

По маршруту из Хадыженска до Туапсе можно избежать многочасовые «пробки», которыми славятся летние поездки по «традиционным» маршрутам

Если в деньгах, то – примем, что литр Аи-92 в среднем стоит 35,5 рублей, а расход 8 литров на 100 км – расходы на топливо по данному маршруту через Джубгу составили 534 рубля, через Апшеронск – 625 рублей. Для справки: усредненная стоимость билета на автобусе из Краснодара в Туапсе (через Джубгу) 340 рублей, на пригородном поезде «Ласточка» 470 рублей.

Через Шаумянский перевал есть смысл ехать, как ни крути!

Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс".

Текст: Михаил Моховой. Фото: Михаил Моховой, Геннадий Дьячук.




Перейти к списку