Интернет-такси в Краснодаре

14:32, 14 марта 2016г.

К полноценному использованию современных технологий для заказа такси этот специфический рынок приходил постепенно. В какие-то, теперь уже далекие времена, к вызову такси по телефону через диспетчера добавились sms-вызовы. Позже появилась возможность автовызова, - когда клиент устанавливал себе в смартфон мобильное приложение и делал заказ через интернет, который все-таки приходил и обрабатывался диспетчером, и после чего передавался таксисту.

Автор этих строк, краснодарец, пользовался подобными программами долго, а практически весь 2015-й год - «Заказ такси Global. Диспетчерская служба». Ничего плохо сказать не могу: недорого и примерная стоимость заказа становилась известна заранее, накапливались бонусные баллы, заказать можно было разными способами – вплоть до указания на карте, ждать приходилось недолго, потому что к сервису было подключено (как я понял) несколько крупных таксопарков. И даже было специальное мобильное интернет-приложение для водителей – что я считаю предпоследним шагом к полноценому интернет-такси. А последний шаг – «привязка» к этому агрегатору, этому интернет-сервису, банковских карт, возможность безналичных платежей. Человеческий фактор практически выпадает из этой услуги, нас как бы приучают к идее беспилотных машин/такси. То, что человек сидит за рулем и управляет машиной – отныне временное явление.

В конце прошлого года в нашем городе появилось Яндекс-такси, - с мощной, но какой-то бестолковой рекламной поддержкой «Довезет даже ночью»

В конце прошлого года в нашем городе появилось Яндекс-такси, - с мощной, но какой-то бестолковой рекламной поддержкой «Довезет даже ночью». Автомобиль – причем используются только иномарки - можно заказать в приложении как для iOS, так и Android. Приближение машины отслеживается по карте, о ее прибытии сообщит sms-ка. Оплата - как наличными, так и банковской картой. Сказать, что очень дешево – нельзя: на минимальном уровне обычных «диспетчерских» такси. По тарифу «Эконом» посадка стоит 49 рублей, пробег километра — 17 рублей. В прессе уже сообщалось, что к этому сервису подключились краснодарские фирмы такси «Рубин», «Пять Семёрок», «Такси-Водник» и «Таксо», - в общей сложности свыше 650 автомобилями.Около «лукойловской» АЗС на выезде из аэропорта я познакомился с Алексеем, который работает в «Яндекс. Такси». И вот, что он рассказал.

Радиус подачи 3 км и время подачи после заказа не более 7 минут

- К сожалению, программа не учитывает реальные «пробки», поэтому и предварительную стоимость дает неточную. Уже на этапе заказа, клиент видит, где находится машина, которую он заказал, как она двигается. Радиус подачи 3 км и время подачи после заказа не более 7 минут.

- В чем преимущество «Яндекс. Такси»?

- Для водителей – в нормальном тарифе. Например, службы такси «Сатурн», «Максим» установили такие тарифы, что мне как водителю там работать не интересно. В принципе цена услуг «Яндекс. Такси» - это средняя цена на рынке. Есть фирмы, где чуть дороже, а у «Сатурна» - на 2 рубля дешевле километр, чем у нас. У меня есть лицевой счет в программе «Яндекс. Такси». За каждый взятый заказ с моего счета списывается то, что причитается дирекции «Яндекс. Такси». Точнее, - мне перечисляется на счет оплата за выполненный заказ с вычетом в пользу дирекции.

- А кто оплачивает рекламу?

- Компания «Яндекс. Такси». Все эти светящиеся коробы на крышах такси – это все собственность головной компании, мы только пользуемся.Приложение – это очень удобно для водителя, потому что есть гарантия, что все работают в одинаковых условиях. Если ты работаешь в фирме с диспетчерской, то велика вероятность так называемого «слива заказов», - ситуация, когда диспетчер наиболее выгодные заказы (например, межгород) передает любимчикам, или родственникам, или близким друзьям. А в приложении – как кому повезет.

- А куда я могу на вас пожаловаться, если, предположим, вы мне нахамили?

- В приложении уже установлена возможность оценить поездку и водителя. В комментарии можно раскрыть, что именно произошло. Плохая оценка сказывается на рейтинге водителя. А чем выше рейтинг, тем больше шансов при прочих равных получить заказ. То есть, главный критерий – близость машины к точке заказа. Но, если в этом радиусе несколько машин, то больше шансов именно у той, у которой водитель с большим рейтингом…Хотелось поговорить с кем-то из руководства, и, проведя целое журналистское расследование, вышел на Артема Чайку, регионального представителя «Яндекс. Такси». Но эффект был равен нулю: Артем, якобы, переправил мои вопросы в Москву, в пресс-службу, которая так и не ответила. Обидно, но, слава богу, в Краснодаре есть и другие интернет-такси.В январе этого года в город пришел очень серьезный международный сервис Gett. А в среду 17 февраля в краснодарском Hilton Garden Inn прошла пресс-конференция, посвященная старту деятельности в нашем городе Uber. Uber на слуху. Этот сервис работает более, чем 400 городах мира, а в России Краснодар восьмым городом, где уже можно воспользоваться услугами этого интернет-такси.

Поездка от стадиона «Кубань» до Театральной площади стоит примерно 90 рублей, от аэропорта до ж/д вокзала - 230 рублей

В Краснодар на старт приехала из Москвы целая команда – технические специалисты, программисты, рекламщики. Мы общались с Евгения Шипова, пресс-секретарем Uber. По ее словам Uber предлагает очень доступную услугу: 50 рублей за подачу автомобиля, 5 рублей за километр и 3 рубля за минуту поездки (тариф за километр и тариф за минуту суммируются). Такой комбинированный тариф – ответ на «пробки», реалии сегодняшнего дня мегаполиса. Но все равно выходит щадяще. Поездка от стадиона «Кубань» до Театральной площади стоит примерно 90 рублей, от аэропорта до ж/д вокзала - 230 рублей. Клиент может оценить примерную стоимость поездки еще до посадки в автомобиль. Оплата за поездки на Uber проходит с зарегистрированной один раз в приложении банковской карточки. Причем одним нажатием на экран смартфона стоимость поездки можно разделить с попутчиками. Uber – это реальная альтернатива личному автомобилю. Суммируйте ориентировочную стоимость автомобиля, траты на бензин, на техобслуживание, на оплату страховки, транспортного налога, на оплату муниципальных парковок… Понятно, пользоваться Uber’ом дешевле! – говорит Евгения. - По нашему мнению, безналичный расчет сделает процедуру расчетов более прозрачной, уберет риск конфликтов между пассажиром и водителем по поводу цены. А по окончанию поездки пользователю на его «электронку» приходит отчет о поездке с маршрутом и детализацией стоимости.

- Сколько машин у Uber на старте в Краснодаре? Сможете ли соблюсти гарантированное время прибытия – 5-7 минут?

- Мы не раскрываем данные по количеству автомобилей в системе. Мы допускаем, что среднее время подачи в первые дни работы может быть выше, но наша цель как раз и состоит в том, чтобы его снизить. В Москве, например, на момент запуска сервиса в декабре 2013 года время подачи было около 13 минут, сейчас - 6-7.

- Uber неоднократно заявлял, что его поездки безопасны. Что вы подразумеваете?

- Заказ прозрачен - как для клиента, так и для водителя (оба видят информацию друг о друге через приложение, а также рейтинг), они могут связаться друг с другом. Клиент может поделиться с друзьями и знакомыми временем прибытия и маршрутом, они могут наблюдать за вашим передвижением в режиме онлайн (такая опция существует в приложении). Ну и безналичная оплата, - с одной стороны, исключается конфликт между водителем и пассажиром из-за стоимости, с другой – водитель, у которого нет большой суммы наличными, не интересен преступникам. Наконец, в некоторых странах мира мы тестируем технологии, которые делают поездку еще безопаснее (например, тревожная кнопка, которая связывает участников поездки с ближайшим отделением полиции). Возможно, что эти технологии появятся и в Краснодаре.

- Если все так хорошо, то почему Uber постоянно сопровождают скандалы и протесты?

- Что касается протестов, Uber значительно расширяет рынок спроса на услуги. Проще говоря, мы пришли на рынок Краснодара не для того, чтобы вести борьбу за постоянных пользователей такси. Мы хотим сделать Uber еще одним способом перемещения - в дополнение к общественному транспорту, или как альтернатива владению личным автомобилем. «Традиционный» таксист целый день ждет заказ на тысячу рублей, а наш за это время сделает семь поездок по 300 рублей.«Доверяй, но проверяй!» - гласит пословица, и я заслал в Uber «казачка»: уговорил жену скачать приложение в Google Play, и уже раз пятнадцать она ездила на машинах сервиса Uber. В целом, ей нравится: чисто, вежливо, дешево (там, где раньше она – вместе со «сдачи не надо» - тратила 200 рублей наличными, в интернет-такси с «карточки» снимается 140). А 8 марта ездила и вовсе бесплатно: такая акция, подарок женщинам! Выяснилось, что можно ездить на такси, даже если на карточке не хватает средств, - сумма будет списана в адрес Uber после первого же пополнения «пластика».Но не без недостатков. Во-первых, - машин пока мало, и пару раз было такое, что водитель сам предлагал ей отказаться от заказа, объясняя, что она быстрей доедет на трамвае, прежде чем он – с другого конца города - сумеет «подать машину». Точнее, - порядочный водитель предлагал клиенту, чтобы он, водитель, отказался от заказа, потому что, если откажется клиент, то с клиента все равно снимут деньги «за посадку», за ложный вызов. Во-вторых, - невозможно заказать машину заранее, допустим за два часа ранее - на 20:30. Заказ просто не примут, - делай заказ в реальном времени и через 5-7 минут (в идеале) придет машина.Водители, как выразилась жена – «благообразны». Ну, почти интеллигентны, вежливы, спокойны. Охотно, если спрашивают, говорят о своей работе. Складывается впечатление, что для них пока это не слишком выгодный бизнес, но Uber-Россия (или Uber-Краснодар) в этот стартовый период какими-то материальными стимулами выводят их на безубыточность. А что будет дальше – бог весть!

«Традиционный» таксист целый день ждет заказ на тысячу рублей, а наш за это время сделает семь поездок по 300 рублей

Не могу уверять, что все так оно и есть, но, якобы, водитель отдает фирме четверть стоимости поездки, и плюс 5 процентов – некто Анастасии, партнер Uber в Краснодаре. За что? – спросите вы. В мире Uber позиционирует себя как социальную сеть. Кто-то хочет получить услугу, а кто-то может ее предоставить. У меня есть машина и я – в свободное от написание статей время – готов немного поработать волонтером. Доставить людей, точнее пользователей все той же сети, из одной точки в другую. Если мне за это немного заплатят, возражать не буду. Но государствам (не только России), во-первых, не нравятся необязательность – кто и сколько работает, и, во-вторых, - неполучение налогов. Поэтому распространение Uber во всем мире сопровождается скандалами и протестами. Анастасия в Краснодаре, якобы, за 5 процентов от выручки, решает проблемы «официальности» работы фрилансеров от такси. Тут возникает вопрос, – а какой смысл человеку заниматься извозом, если, помимо крохотного тарифа, без малого третью он должен «делиться»? Но я не знаю ответа.Интернет-такси уже в нашем городе. Можно пользоваться, сравнивать, советовать. Быть может, мы стоим на пороге революции, - когда владение личным автомобилем становится бессмысленным. Быть может, - интернет-такси – это лишь способ завоевания рынка, монополизации его и установки своих «правил игры».

Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс».

Текст: Михаил Моховой. Фото: Геннадий Дьячук, Михаил Моховой




Перейти к списку