Формула 1. Конец эпохи Экклстоуна

05:20, 26 января 2017г.

Переходный период в "Формуле 1" между завершившимся чемпионатом 2016-го года и ещё на начавшимся следующим сезоном можно смело назвать временем невероятным. Настолько, что интерес к серии стали проявлять даже люди, некогда далёкие не только от спорта в целом, но и от автоспорта в частности.

А началось всё с неожиданного желания новоиспечённого чемпиона Нико Росберга "завязать" с "Королевскими гонками" и отдохнуть. Худо-бедно, но это мы пережили, и теперь с нетерпением ждём, как проявит себя новый пилот Mercedes Валттери Боттас. Однако, не успела "околоформульная" общественность расслабиться, и ждать начала нового чемпионата, как ей подкинули ещё один повод употреблять вместо кофе и чая лошадиные дозы корвалола. Хотя кто-то наоборот, решил от переизбытка чувств прильнуть к бутылке с крепкими алкогольными напитками... Как бы то ни было, повод более чем сногсшибательный - человек, который олицетворял собой "Формулу 1" также, как Владимир Ильич Ленин - коммунизм, легендарный Берни Экклстоун больше не является главой гоночной серии.

Новость о смещении Экклстоуна с поста генерального продюсера "Формулы 1" прилетела из офиса новых владельцев "Королевских гонок" - американской корпорации Liberty Media. Напомним, история с приобретением компании из США акций гоночной серии, началась ещё осенью 2016-го года. Именно тогда, в сентябре прошлого года, американцы приобрели первые 18,7% акций "Ф1" за 746 миллионов долларов. И тогда же Берни Экклстоуну вроде как предложили новый трёхлетний контракт - дабы спокойно научится у англичанина правильному обращению с чемпионатом. Однако после закрытия сделки по приобретению Formula One Group, которой и руководил Берни Экклстоун, последнего сразу же отправляют в отставку. С последующим предоставлением должности "почётного президента" и консультанта совета директоров.

Вместо Экклстоуна на благо "Королевских гонок" теперь будут трудиться аж три человека - им предстоит решать задачи, с которыми Берни справлялся в одиночку. Один из этих людей - Шон Братчес, сменивший пост исполнительного директора ESPN на должность коммерческого директора "Формулы 1". Второй - это известный всем любителям "Формулы 1" успешный и талантливый техдиректор Росс Браун, который стал директором спортивным. Главное изменение, по мнению очкарика Брауна, это то, что теперь всё будет решать не один человек (Экклстоун), а сразу три.

Третьим человеком, пришедшим на смену Экклстоуну, и новым главой, стал Чейз Кэри. Бывший президент компании 21st Century Fox стал исполнительным директором "Формулы 1". И сходу заявил о наличии у гоночной серии проблем по всем направлениям. Так, Кэри отметил, что в "Ф1" никто не занимается маркетингом, нет должного привлечения болельщиков, спонсорские контракты однообразны, плохая организация Гран-при, снижение ТВ-рейтингов и т.д. Главная же беда - несправедливое распределение доходов. Ведь понятно, что чем больше денег, тем больше возможностей. Которых нет у частных коллективов. А заводские команды, при этом, даже в случае проигрыша в чемпионате могут быть уверены в получении различных бонусов. Например, Ferrari за некую "историческую значимость" имеет около 80 миллионов фунтов стерлингов. С этой "социальной несправедливостью" усач Кэри также намерен бороться "до победного конца".

Одним из главных нововведений, которое стоит ждать от Liberty Media, и о чём говорил сам Берни Экклстоун - это долгосрочный план развития, на три или пять лет. Это будет одной из главных задач новых директоров, которые намерены разработать его и постепенно реализовывать. А если не вдаваться в подробности, то в Liberty Media, по большому счёту, просто хотят больше зарабатывать на "Королевских гонках". Отсюда и желание проводить больше гонок в США, превратить Гран-При в аналог финала НФЛ США "Супербоул" (Super Bowl), поменять правила распределения призовых, больше использовать цифровое пространство, теснее общаться с болельщиками, организовать платные трансляции этапов, превратить гонщиков в настоящих звёзд и так далее. Правда и сами гонки, по словам Росса Брауна хотят сделать более прозрачными и понятными, так как болельщики хотят обгонов и плотной борьбы. Однако резкой смены курса в ближайшее время ждать не стоит, ибо "Договор согласия" между "Формулой 1" и командами будет действовать до конца сезона 2020 года.

Однако, прежде чем ждать первых шагов от новых владельцев "Формулы 1", стоит возздать должное гению Берни Экклстоуна, благодаря которому мы знаем современные "Королевские гонки". Ведь именно стараниями англичанина существенно расширилась география Гран-при: если раньше серия практически не выходила за границы Европы, то сейчас это и Австралия, и азиатские страны, и, конечно же, Россия. Да и возвращение французского этапа также можно отнести к достижениям Берни.

Благодаря Экклстоуну участие в чемпионате было жёстко регламентировано - подписывая контракт, команда должна была биться за победу на всех этапах турнира, выставляя два болида. И если раньше в "Формуле 1" было больше частников, или как их называл Энцо Феррари "гаражистов", то благодаря Берни она превратилась в серьёзное противостояние заводских команд. Правда с этим будут бороться в Liberty Media - тот самый вопрос несправедливого распределения призовых, которое было установлено при непосредственном участии Экклстоуна. Чтобы такие команды, как, например, Manor или Sauber не трясло от сообщений от состояния их банковского счёта, и они могли больше внимания уделять технике.

Кроме этого в "эпоху Экклстоуна" трассы, которые в большинстве своём спроектированы немцем Германом Тильке, стали намного безопаснее. И пусть так называемые "тилькедромы" скучнее автодромов прошлого, это не помешало "Формуле 1" превратиться в глобальное шоу, а также в приносящее доход предприятие - только в 2015-м году было заработано почти полтора миллиарда долларов чистой прибыли. Сам Берни гордится своей работой: "Я горжусь тем бизнесом, который построил за сорок лет, а также всем чего достиг с "Формулой". Хочу выразить благодарность промоутерам, командам, спонсорам и телекомпаниям – всем, с кем я работал. Уверен - Liberty Media и Чейз Кэри принесут пользу "Формуле 1".

Комментируя отставку Экклстоуна, британский эксперт Марк Хьюз сказал: "Берни больше не руководит "Формулой 1". Завершилась одна из самых ярких историй в спорте и бизнесе". А неисполнительный директор "формульной" команды Mercedes-AMG Ники Лауда был более лаконичен: "Уход Берни - это конец эпохи".

Текст: Алексей Филимонов

Фото: Evgenii Poletaev, Liberty Media, Red Bull, архив Берни Экклстоуна




Перейти к списку