Движение в холоде. История автомобильного кондиционера

09:18, 18 августа 2017г.

Водители всего мира, особенно проживающие в странах с жарким климатом или часто путешествующие, давно оценили преимущества автомобильного кондиционера.

Многие представители молодого поколения не мыслят без него дороги. Машина состоит из материалов, которые словно нарочно работают на то, чтобы в жару в ней образовывался банный эффект: металл мгновенно нагревается, а через стекла солнце проникает прямо в салон.

Сегодня сложно представить поездку по дорогам Краснодарского края в летнюю жару без кондиционера. Особенно в пробках.

К сожалению, долгое время после изобретения автомобиля для большинства автолюбителей единственным выходом охладить в летней поездке «некабриолет» были открытые окна, к которым на некоторых моделях позже присоединились люки в крыше. Однако кондиционеры «на колесах» появились гораздо раньше, чем многие думают.

Но — обо всем по порядку. Сначала были вентиляторы, направление создаваемого ими потока воздуха можно было регулировать. Это оказалось удобнее, чем опушенные стекла, так как позволяло оградить салон от запыления. Однако, в жару воздух, имевший такую же температуру как «за бортом», спасал мало. Тогда конструкторы задумались над его охлаждением.

При помощи такой трубки добрые сорок лет автомобилисты спасались от жары в салоне.

Самый простой способ понизить температуру — испарение. Так, при помощи потоотделения, остывает наша кожа, так растения борются со зноем. Первый прообраз кондиционера, работавший на диэтиловом спирте в качестве охладителя, появился еще в 1844 году. Но он был огромен, как и более поздние агрегаты, используемые в закрытых помещениях.

Принцип работы охладителя был гениально просто - воздух поступал в салон естественным способом, остужаясь при помощи жидкости, находившейся внутри трубы.

В 30-е годы двадцатого века охладители добрались до автомобилей. Первые системы были примитивны и представляли собой трубки, которые крепились к боковым стеклам, а позже — и к люку в крыше. Встречный поток воздуха испарял жидкость в трубе и поступал в салон немного охлажденным. Продержались эти конструкции вплоть до конца 60-х годов прошлого века, так как были дешевы и очень просты в использовании. Правда при помощи подобного агрегата можно было охладить воздушный поток максимум на 10 градусов.

Паккард 1939 года, оснащенный первым кондиционером.

Однако, на более дорогих моделях к этому времени уже стояли настоящие кондиционеры, впервые появившиеся еще в 1939 году на автомобилях марки Packard. Система кондиционирования занимала добрую часть багажника, при этом стоила 274 доллара, за эту сумму можно было купить почти новый дешевый автомобильчик. Но самым большим минусом системы была невозможность отключения, то есть для того, чтобы агрегат перестал охлаждать салон, приходилось снимать ремень привода компрессора. К тому же, кондиционер постоянно «тек» и ломался. Всего через два года Паккард был вынужден отказаться от кондиционеров. Вторую попытку внедрить подобную опцию предприняли в Кадиллаке в 1941 году, но тоже — всего на несколько месяцев.

Автомобильные кондиционеры стали быстро распространяться в Америке середины 50-х прошлого века.

И только в 1953 на еще один заход решились в компании Chrysler. Разработанная собственными силами система Airtemp оказалась более совершена и удобна в эксплуатации. Она все еще помещалась в багажнике, однако включать и отключать ее уже можно было с места водителя.

В 1954 году появилась первая в истории интегрированная система отопления и кондиционирования с термостатом, то есть способностью задавать нужную температуру.

Через год появилась первая в истории интегрированная система отопления и кондиционирования с термостатом, работавшая с использованием электромагнитной муфты и помещавшаяся под капотом и в передней части салона автомобиля. Назвалась она All-Weather Eye и устанавливалась на автомобилях марки Nash, которые так и не стали особо популярными. Зато принцип регулируемого климат-контроля быстро взяли на вооружение другие компании.

Понтиак 1955 года с кондиционером, расположенным под капотом, а не в багажнике.

В 1954 подкапотная система охлаждения и подогрева появилась на Понтиаках. И уже в 1955 году можно было говорить о массовом распространении климатических автомобильных агрегатов в США. Все американские автогиганты ввели соответствующую опцию в свой прайс-лист.

А первой моделью с кондиционером в стандартной комплектации стал Cadillac Eldorado Brougham 1958 года выпуска.

Cadillac Eldorado Brougham 1958 года выпуска - первая модель с регулируемой климатической системой в стандартной комплектации.

В последующие сорок лет способ охлаждения салона практически не претерпел изменений, и только к началу нашего века возник новый виток развития, позже появились регулируемые испарители, полностью автоматизированная система управления климатом в салоне с полным разделением зон обдува.

Текст: Оксана Куправа

Фото: Геннадий Дьячук, Игорь Головин, ретро-автомобили




Перейти к списку