Дороги без дураков у них и у нас

19:55, 16 ноября 2016г.

С тех пор, как классик определил две главные беды России, многое изменилось. Но дороги наши, по-прежнему, оставляют желать лучшего. А как обстоят дела у «них»?

Российские водители, попадая в Европу или США, замечают два, казалось бы, взаимоисключающих, момента — высокое качество дорожного покрытия и отсутствие так привычной нашему глазу инсталляции - "Ремонт дороги".

Асфальто-битумная технология имеет очень ограниченный срок службы — один-два года.

Ежегодно составляется мировой рейтинг автодорог. В прошлом, 2015-м году, лучшими были названы магистрали в Арабских Эмиратах, во Франции и в Сингапуре. Россия в этом списке из 141 стран занимает совершенно не почетное 124-е место. Конечно, во многом на такую позицию нас отбросила огромная территория, ведь в основу рейтинга положено не только качество покрытия, но и соотношение общей протяженности дорог к площади государства. Попробуй покрой необъятную Россию качественными трассами. У нас около миллиона километров дорог с твердым покрытием, а в Англии — всего 345 тысяч, почти на треть меньше, но площадь стран несоизмерима, так что мы намного отстаем от туманного Альбиона в общем списке.

Из-за этого же критерия, сравнивающего протяженность трасс с общей территорией, США оказались лишь на 16-м месте, при этом оставаясь страной, в которой больше всего скоростных магистралей — 77 тысяч км. Для сравнения, в России дорог, которые можно назвать хайвеями в западном понимании... меньше одной тысячи километров.

Как строят дороги у нас, думаю, знают все. Мы имеем возможность наблюдать этот процесс повсеместно, однако намного лучше наши трассы от постоянного ремонта не становятся. Все потому, что асфальто-битумная технология имеет очень ограниченный срок службы — один-два года.

Российские водители, попадая в Европу или США, замечают два, казалось бы, взаимоисключающих, момента — высокое качество дорожного покрытия и отсутствие так привычной нашему глазу инсталляции - Ремонт дороги.

Для сравнения, дороги на Западе служат от 20 лет (это гарантийный срок) до 50 и больше. К примеру, самому старому шоссе Германии — около 80 лет. И его эксплуатируют по сей день.

Все крупные магистрали, хайвеи, спидвеи и прочие скоростные дороги в Штатах — бетонные. Технология достаточно сложная и требующая значительных временных и материальных затрат. Зато — положил один раз — и забудь о ремонте на долгие годы.

Секреты «их» дорог

Согласно американским «ГОСТам» на месте будущего шоссе роют яму глубиной около метра, в которой начинают сооружать многослойный пирог из гравия, глины и песка. Причем все это смачивают водой, заливают известковым раствором и трамбуют. Эти мероприятия нужны для того, чтобы со временем подушка не просела. Затем укладывают асфальтовый слой. Да-да, мы ничего не перепутали, и здесь без привычного нам асфальта не обходятся. Но он служит только основой для бетона.

В Южной Корее дороги в городах — со встроенными в разделительную полосу фонтанчиками, которые периодически обмывают поверхность, чтобы не было пыли.

На гладкий ровный асфальт помещают сварную решетку из 16-миллиметровой арматуры, и только после этого начинают заливать бетон. Впервые шоссе по такой технологии было построено в далеком 1930 году. С тех пор опыт США перекочевал в Европу, Азию, Африку и Австралию с небольшими изменениями. К примеру, в Финляндии, известной своими нестабильными грунтами, в основе которых находятся залежи торфа, в «подушку» вводят специальные связующие вещества.

Для сравнения, дороги на Западе служат от 20 лет (это гарантийный срок) до 50 и больше. К примеру, самому старому шоссе Германии — около 80 лет. И его эксплуатируют по сей день.

В скандинавских странах, а также в Японии, известной капризами погоды, дороги подогревают. И это не расточительство, наоборот, здесь подсчитали, что тратиться на обогрев выгоднее, чем использовать снегоуборочную технику и реагенты, а ведь в случае гололеда и снега еще и трафик страдает, машины бьются. Нет, лучше подогреть.

В Южной Корее дороги в городах — со встроенными в разделительную полосу фонтанчиками, которые периодически обмывают поверхность, чтобы не было пыли.

Монетой и страхом

Ну хорошо, скажете вы, с дорогами разобрались. А как со второй бедой? Почему у них при строительстве не ворую и не делают «тяп-ляп»? Ведь, как известно, любое благое начинание можно испортить неграмотным исполнением.

Если строительная компания плохо справится со своей задачей и за время гарантийной эксплуатации на поверхности дороги появятся трещины, в Германии заставят перестелить весь участок. Это долго и дорого.

Если строительная компания плохо справится со своей задачей и за время гарантийной эксплуатации на поверхности дороги появятся трещины, в Германии заставят перестелить весь участок. Это долго и дорого.

В США компания-исполнитель еще и крупный штраф заплатит, и тоже будет чинить за свой счет, причем поломок не ждут — проверяют качество бетона по особым тестовым вкладышам.

А в Китае вас, в лучшем случае, просто посадят. Надолго. Может быть поэтому Китай по количеству отличных магистралей в километрах уже почти догнал США? А строят тут со скоростью 30 тысяч километров современных дорог в год.

Текст: Оксана Куправа

Фото: Игорь Головин




Перейти к списку