Что в номере тебе моём?

09:37, 17 декабря 2016г.

В конце ноября появилась информация о начале разработки нового ГОСТа для автомобильных и мотоциклетных номеров. Причиной, по которой потребовалось внести изменения в существующий ГОСТ-50577, стало несоответствие российских размеров таблички с местами, отведёнными для их крепления как у ввезённых американских и японских авто, так и у импортных мотоциклов.

В этой связи автопортал «За Рулём  Кубань» попытался разобраться – а откуда вообще взялся автомобильный номер?

Можно смело сказать, что регистрационному номеру практически столько же лет, сколько и автомобилю. Правда если с датой появления первого авто проблем нет - им считается трицикл Карла Бенца, получившего патент 29 января 1886, то когда и где был выдан первый автомобильный номерной знак история умалчивает. Вернее даёт несколько разнящихся версий, которые сходятся в одном - это случилось в конце 19-го столетия.

Что же касается Российской империи, то здесь первые номера на автомобилях были установлены уже в 20-м веке - это произошло в Риге в 1904 году.

Изначально на номерах писались исключительно цифры. По одной простой причине - до современного количества автомобилей на душу населения нашим предкам было ох как далеко. Да и были машины в собственности у весьма обеспеченных господ, и фраза "Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" ещё не озвучили. Но даже не смотря на это, были в то время некоторые неудобства, которые не понравились бы даже современным автолюбителям. Например, отсутствовала единая система регистрации, и в каждом городе были свои собственные номера, отличающиеся друг от друга и размерами, и внешним видом. При этом менялись они после ежегодного техосмотра!

После революции 1917-го года руководству страны было, сами понимаете, немного не до автомобилей и госномеров. Но количество машин в Советском Союзе неуклонно росло, и вопрос об их регистрации рано или поздно, но решить пришлось бы. Случилось это в 1931 году - именно тогда появился первый стандарт, согласно которому на номере белого цвета изображались буква и две пары цифр чёрного цвета. Через три года букву заменили на цифру, и впервые номер отражал ту территорию, на которой был зарегистрирован автомобиль. При этом на номере также писали название регионов СССР (их тогда было 45). Ещё через два года фон автомобильного номера стал чёрным, а буквы и цифры - белыми. Регион обозначался двумя буквами, кроме которых на номере были также два двухзначных числа.  

После Великой Отечественной войны государственный регистрационный знак снова изменился - в 1946 году фон таблички стал жёлтым.

В таком виде знаки просуществовали до 1959 года, когда вернулись номера с чёрным фоном и белыми буквами и цифрами. Буквы по-прежнему отражали регион регистрации автомобиля, вот только количество увеличилось - их стало три, как, например, у такси бежевого цвета, отвозившего Семёна Семёновича Горбункова "на Дубровку" - 22-70 ОГО.

В таком виде номера просуществовали до 1982 года. Эксперты отмечают, что сочетание четырёх разделённых дефисом цифр и трёх букв стало самым удачным - кроме того, что такой номер легко запоминался, это сочетание позволяло регистрировать огромное количество транспорта. Смотрите сами - когда в 1993 году был введён современный ГОСТ-50557, возможные варианты сочетаний четырёх цифр и трёх букв был исчерпан всего наполовину.

Современные автомобильные регистрационные знаки созданы "по образу и подобию" французских - именно система регионального обозначения двумя цифрами, применяемая в Пятой республике, и была взята за основу. Так что стало легко встретить абсолютно одинаковые номера, с разницей лишь в регионе регистрации. Правда если в СССР использовались 27 букв алфавита, то нынче их только 12 - которые есть в латинском алфавите. Сделано это для спокойного пересечения границы России - отпала необходимость менять номер при выезде "за бугор". Но есть у такого ГОСТа и минусы - наша страна гораздо больше Франции, и сочетания цифр и букв слишком быстро иссякли - после этого появились трёхзначные номера регионов (в Краснодарском крае это 23, 93, 123).

Кроме обычных номеров есть и специальные. Черный фон и белые буквы и цифры - это номера военных транспортных средств. Синий фон и белые буквы/цифры - это номера транспорта МВД. Автомобили, которые являются собственностью посольства, консульства или дипломата, получают номера с красным фоном.

Ну и конечно, стоит упомянуть так называемые "красивые" или "блатные" номера - одинаковые цифры (555, 999 и т.д.), повторяющие регион (023 23), номера с одинаковыми буквами и прочее. Такие регистрационные знаки должны подчёркивать статус или размер кошелька владельца, который как правило уже отображает марка машины. Однако после того, как в России разрешат законно, а не подпольно, приобретать подобные таблички, украсить "красивым" номером можно будет даже старинный автохлам.

Текст: Алексей Филимонов

Фото: Геннадий Дьячук




Перейти к списку