Бензин дешевым не бывает.

17:00, 17 ноября 2014г.

Неуклонный рост цены на бензин стал актуальной темой разговоров на кухне. В интернете уже появился пока еще гипотетический ориентир — 50 рублей за литр, а публикаций в СМИ живописуют выявленные факты ценового сговора крупнейших продавцов автомобильного топлива на розничном рынке.

О ситуации с ценами на бензин в крае и в его столице, о контроле за ценовой политикой на АЗС, о фактах нарушения законодательства о свободной конкуренции в этой сфере нам рассказала Ирина Иващенко, заместитель руководителя управления Федеральной Антимонопольной службы по Краснодарскому краю, начальник отдела ТЭК и связи.

— Контроль  за ценами на бензин вы ведете на постоянной основе?

— Начиная с 2007 года по поручению Правительства России осуществляем еженедельный мониторинг. Согласно специальному Положению мониторинг ведется – применительно к Кубани - в Краснодаре, Армавире и Сочи. В поле нашего зрения две «дочки» крупных, вертикально интегрированных компаний федерального масштаба - ООО «НК «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» и ООО «Лукойл-Югнефтепродукт». Еще мониторим одну независимую компанию регионального масштаба. Поскольку на рынке среди мелких игроков идет постоянная купля-продажа и перепродажи АЗС название последнего участника мониторинга в течение времени постоянно менялось, и в настоящее время по Краснодару таким независимым игроком является торговый дом «Альфа-трейд».

У этих компаний большое влияние на наш товарный рынок. Достаточно упомянуть, что у кубанской «дочки» «Лукойла» по краю — более 100 заправок (в Краснодаре — более 20); у «дочки» «Роснефти» — по краю более двухсот (в Краснодаре — более 20); у «Альфа-трейд» по краю более 40 АЗС (в Краснодаре — более 10). Более точные цифры я не вправе называть по соображениям деловой этики.

А еще мы должны ежегодно обследовать мелкорозничный опт на нашем региональном рынке - с запросами всем хозяйствующим субъектам со сплошным исследованием рынка.

— А небольшие компании или даже отдельные предприниматели — они могут как-то влиять на формирование ценовых уровней?

— Мелким предпринимателям, которые имеют 1-3 АЗС очень трудно конкурировать с гигантами этого рынка. Как конкурировать, если «Лукойл» (позвольте я буду называть кубанские «дочки» коротко: названиями их «материнских» компаний) занимается не только розницей, но мелким оптом?!

К тому же — вопреки расхожему мнению — прибыли на этом рынке очень немного: 1-2 процента (но не более 5%). По отчётности самих продавцов автомобильного топлива розничная реализация зачастую находится в убычном состоянии. А небольшая прибыль возникает от смежных услуг: продажи автокосметики, масел и других «товаров в дорогу». Рост розничных цен на бензин и дизельное топливо напрямую зависит от роста отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов. И здесь, при формировании цены огромную роль имеют акцизы, которые установлены правительством России. К тому же этот рынок подвержен сезонным зависимостям — от полевых работ, от туристического сезона.

— Получается что разговоры о ценовых сговорах — это не более, чем газетная шумиха, а продавцы автомобильного топлива — «белый и пушистые»?

— Ну почему же?! С 2007 года наше Управление неоднократно выявляло нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и в плане сговора крупных игроков на этом рынке. У нас огромная судебная практика по нарушению Закона «О защите конкуренции», связанная с осуществлением согласованных действий нефтяных компаний  по необоснованному  установлению и  поддержанию  розничных  цен на бензин автомобильный и дизельное топливо на краевом рынке.

Первая «волна» однотипного поведения на розничном рынке топлива была пресечена нами в 2007-2009 годах, — когда  краевые компании «Лукойл» и «Роснефть» устанавливали розничные цены  на бензин автомобильный и ДТ на одном уровне, и одновременно повышали эти цены на один и тот же уровень, хотя имели  различные  закупочные цены, издержки. Кроме того отсутствовали объективные  причины  в равной степени, влияющие  на формирование розничных цен (изменение регулируемых тарифов, налогов, товарного спроса…).

Вторая «волна» нарушений ценообразования приходится на 2010-й год, и заключалась в том, что уровень розничных  цен у основных игроков отличался, но повышался на одно и то же значение —  на 50 копеек на литре . И все это — с разницей в 1-2 дня. Мы посчитали это согласованными действиями, что является нарушением антимонопольного законодательства. Увы, — но суд с нами не согласился, такие действия признаны конкурентными, так как розничная цена нефтепродуктов имела различный уровень.

Много было разных по характеру дел. Например — в мае 20011 года Управление признало факт ценового сговора между «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» и «Лукойл-Югнефтепродукт» на розничном рынке города Сочи, выразившегося в установлении цен с превышающим уровнем на 1,50рублей на литре по сравнению с ценами, которые данные компании установили на своих АЗС в других муниципальных образованиях края и выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 Компании оспорили решение и предписание в судебном порядке, но им не удалось убедить суды, что их поведение на рынке Сочи это вынужденная мера, направленная на снижение убытков в розничном секторе и, что формирование издержек зависит от территориального месторасположения АЗС. Только по результатам второго «круга» судебных разбирательств в 2013-2014 мы выиграли все судебные процессы у данных компаний. В свою очередь, не согласившись с данным результатом ОАО «НК«Роснефть –Кубаньнефтепродукт» обратилось в Верховный суд РФ, но 25.09. 2014 компания получила отказ в удовлетворении кассационной жалобы.  В результате  судебных решений компании исполнили наше предписание. За нарушение антимонопольного законодательства  компании были привлечены к административной ответственности: «Роснефть -Кубаньнефтепродукт» штраф составил свыше  4 миллиона рублей, что на сегодняшний день подтверждено решением суда первой инстанции, а «Лукойл-Югнефтепродукт» — 14  миллионов рублей, что подтверждено судами первой и апелляционной инстанций. 

Хочу подчеркнуть, что у «Лукойла» и «Роснефти» не только экономический или финансовый потенциал огромен — в их структурах целые правовые департаменты работают. На «наши» суды приезжали целые бригады юристов из Москвы — профессионалы высокого уровня. Тем ценнее оказались наши победы! 

— И вот мы хронологически плавно подошли к сегодняшнему дню. Ирина Викторовна, что происходит с ценой на автомобильное топливо в этом году, какой уровень цен?

— Цифры, которые я вам назову, относятся к периоду с 1 января по 17 ноября 2014 года. Разумеется, топливо растет в цене.

Компания «Лукойл-Югнефтепродукт»: 92-й бензин —17 процентов; 95-й — 10 процентов; ДТ марки ЕВРО -4,2%, ДТ  марки ЭКТО  — 4,0%. Теперь «Роснефть-Кубаньнефтепродукт»: 92-й бензин — 13%; 95-й — 10,7% , ДТ марки ЕВРО — 5,9 %. Если говорить об абсолютных цифрах, то есть такие цифры. У «Лукойл-Югнефтепродукт»: 92-й бензин — 33,75 рубля; 95-1 — 36,8 рублей; дизельное топливо марки ЕВРО — 32,6 рублей, марки ЭКТО — 33,6 рублей. Цены по сравнению с октябрем у этой компании поднялись в среднем на 30 копеек. У «Роснефть-Кубаньнефтепродукт»: 92-й бензин — 33,7 рубля; 95-й — 36,75 рублей, дизельное топливо марки ЕВРО — 32,55 рубля. По сравнению с октябрем цены в этом месяце поднялись в среднем на 20 копеек.

У независимых поставщиков уровень цен  ниже, чем у «Роснефть» и «Лукойл», при этом  цены  имеют различный уровень.

— Может ли разница в цене быть отражением качества топлива?

— Часто задают такой вопрос, но антимонопольная служба не контролирует качество бензина, — этим занимаются другие структуры. Мы исходим из того, что каждый класс автомобильного топлива, представленный на рынке, должен соответствовать  предъявляемым к нему требованиям технических регламентам. Более того,   цена на бензин и дизельное топливо  не регулируется государством, формируется по принципу рыночного ценообразования, при этом наибольший удельный вес в розничной цене занимает закупочная цена, а это в основном цена заводов-производителей.  Нефтепродукты «Роснефть – Кубаньнефтепродукт» и «Лукойл – Югнефтепродукт»  ввозят из-за пределов края.  В ходе антимонопольного контроля  установлено, что  в течение 2014 года рост розничных цен в крае  вызван  ростом  цен заводов производителей, транспортных  расходов. Управление постоянно следит за поведением «Крупных игроков»  на краевом рынке  нефтепродуктов и  при установлении признаков нарушения антимонопольного законодательства принимает меры  антимонопольного реагирования. 

— Спасибо. 

Автомобильный портал Краснодарского края "За рулем Кубань". ТРК "Новый Ракурс".

Текст: Михаил Моховой. Фото: Геннадий Дьячук.




Перейти к списку