Автомобили-защитники

23:48, 22 февраля 2017г.

В России 23 февраля отмечается праздник, который давно считается главным "Днём мужчин" в году - День защитника Отечества. Хотя для многих россиян - тех, которые ещё помнят советское прошлое нашей страны, этот праздник по-прежнему называется "День Советской Армии и Военно-морского флота".

Да и изначально задумывался он именно как профессиональный праздник всех военнослужащих - и солдат срочной службы, и тех, для кого защита Родины стала делом всей жизни. 

Независимо от названия этого "красного дня календаря", он всё ещё, в первую очередь, является праздником военнослужащих, которые защищают страну не только отдавая приказы в штабах и с автоматом в руках на каком-нибудь посту, но и управляя техникой. И не обязательно это танк или ракетная установка. Это может быть какой-нибудь генеральский УАЗик, которые всё ещё имеются в воинских частях. Именно об автомобилях, которые помогают людям нести службу, мы и хотим рассказать в данной статье.

Предлагаем начать с вышеупомянутого нами продукта Ульяновского автозавода. А именно модели УАЗ-469, котрый был основным командирским автомобилем в Советской Армии. Он "приехал" в вооружённые силы в середине 1970-х годов, и оснащался двигателем 451МИ объёмом 2,4 литра мощностью 75 л.с. и четырёхступенчатой МКПП. До сотни он разгонялся за 39,2 секунды, а максимальная скорость составляла 120 км/ч. УАЗ-469 ьыл основной армейской версией модели, хотя существовали ещё гражданская и милицейская модификации. Кстати, кроме задач по перевозке командного состава данная модель УАЗа, а вернее её версии использовались и в качестве действительно помощников солдат, например, как машина радиационно-химической разведки (УАЗ-469РХ). "Жил" УАЗ-469 до 1985-го года, после чего его модернизировали и переименовали в УАЗ-3151. 

В настоящее время в армии получили распространение современные УАЗ "Патриот". В частности в прошлом году были представлены внедорожники с усиленной подвеской и грузоподъёмностью до одной тонны. Для спецподразделений Минобороны России были разработаны пикапы с каркасом, позволяющим устанавливать опорно-поворотные кольца для вооружения и средств защиты. Например, на него можно установить крупнокалиберный пулемёт илигранатомёт. Версия созданная на базе УАЗ Карго получила бортовую платформу и предназначена для транспортировки вооружения и боеприпасов. 

Кроме Ульяновского автозавода выпуск военных автомобилей давно и успешно освоен на другом крупном российском предприятии. Это конечно же КамАЗ, который выпускает невероятное количество специальных авто для нужд вооружённых сил. Это и достаточно обычные бортовой тягач с колёсной формулой 8Х8 (КамАЗ-6350), а также седельный тягач с колёсной формулой 6Х6 (КамАЗ-65225). Но кроме этого на базе известного всем грузовика созданы дымовая машина ТДА-3, расчетно-аналитическая станция РАСТ-3К, Робототехнический комплекс МРК-46, механизированный мостовой комплекс ММК, командно-штабные машины и многое другое.

А самым первым военным КамАЗом считается модель 4310. Сотрудничество и серийный выпуск армейских грузовиков в Набережных челнах начали в 1980 году. Достоинствами модели считались три ведущих моста, широкие профильные шины, ярославский двигатель ЯМЗ-236, полный привод и грузоподъёмность в шесть тонн. В итоге получился грузовик, который отличался качеством, выносливостью, манёвренностью. Стоит отметить, что модель КамАЗ 4310 помогала солдатам во всех военных конфликтах с участием России, первым из которых стал Афганистан.

Ещё одним ветераном может по праву считаться Кременчугский автомобильный завод - КрАЗ. На украинском предприятии полноприводные грузовики разрабатываль специально для использования в Советской, тогда ещё, армии. Первым стал КрАЗ 214, на смену которому пришли модели 255 и 260. Кроме автомобиля для перевозки людей и различных грузов, использовался также как шасси, на котором монтировались различные надстройки - от крана и экскаватора, до реактивной установки "Град". Однако после распада Советского Союза, на смену КрАЗам пришли российские грузовики Урал и КамАЗ. При этом российские двигатели ЯМЗ устанавливались до 2014 года.

Уральский автомобильный завод (УралАЗ или УРАЛ), который до 1962 года был Уральским автозаводом имени Сталина, сотрудничает с армией ещё с Великой Отечественной войны - именно здесь выпускали знаменитую "трёхтонку" ЗИС-5, которая являлась одним из основных транспортных автомобилей Красной Армии. А после войны, в начале 1960-х годов в Миассе начали выпускать полноприводный грузовик Урал-375Д. Он также использовался как для транспортировки солдат и перевозки грузов, так и в качестве шасси для установки вооружения, в частности, уже упомянутой выше системы залпового огня "Град". А кроме этого на базе Урал-375 были созданы автоцистерны, топливозаправщик, автокраны, радиолокационная станция.

Есть в Российской армии и, в некотором роде, иностранцы. Это армейский автомобиль-внедорожник производства Арзамасского машиностроительного завода - "Тигр". Разработку данного авто заказала фирма Bin Jabr Group Ltd из ОАЭ, и выделила на эти цели 60 млн долларов США. Правда в итоге контракт на поставку "Тигров" так и не подписали, зато у истолнителя - ОАО "ГАЗ" - остался готовый к производству автомобиль, который начали выпускать в 2005 году. "Тигр" по настоящему многоцелевой внедорожник. Он может выполнять как гражданские задачи, так и боевые. У армейского варианта есть не только командно-штабная версия, так и модификация с установленным противотанковым ракетным комплексом. Есть даже специальная парадная версия - это внедорожник-кабриолет с жёсткой съёмной крышей, трёхместным салоном, отделкой салона высококачественной (то есть дорогой) кожей и с ручкой-поручнем, для передвижения в автомобиле стоя.

Естественно, те автомобили, о которых мы рассказали, не единственные помощники русского солдата. Но именно их можно смело назвать самыми многочисленными представителями автомобильного мира, которх подготовили для выполнения пусть повседневных, но от этого не менее важных, специфических задач - не менее важных чем, например у танков и бронетранспортёров. Это может подтвердить любой военный водитель, которых портал "За Рулём - Кубань", равно как и танкистов, лётчиков, пехотинцев и других защитников Отечества, поздравляет с праздником. От всей души желаем здоровья, счастья и мирного неба над головой.

Текст: Алексей Филимонов

Фото: ГАЗ, КАМАЗ,




Перейти к списку