ОСАГО для беспилотников: фантазии или скорая реальность?

17:00, 12 мая 2021г.

Не исключено, что в текущем году на отечественных дорогах рамках тестового запуска появятся первые беспилотные автомобили. Хорошим подспорьем этому может послужить инициатива Правительства подготовить федеральный закон о высокоавтоматизированном транспорте.

Понятно, что с появлением беспилотников возникнет необходимость в корректировке закона «об ОСАГО» и непосредственно связанных с ним нормативных актов. Почему? Да потому что новый вид транспорта – это, прежде всего, отсутствие водителя, а в проекте под названием ОСАГО, как известно, почти все завязано на конкретном человеке. Следовательно, придется прописать права и обязанности владельца беспилотного транспорта.

Принципиальных изменений в юридической схеме не будет

При этом Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям в страховании IT-компании «КРОК» говорит, что беспилотные автомобили принципиально не поменяют юридическую схему. По его словам, при возникновении ДТП возникает ответственность у одного или нескольких его участников. И эта ответственность определяется по праву собственности на имущество, пострадавшее в ДТП, либо использовавшееся для нанесения ущерба.

«Не играет никакой роли, кто находился за рулем: владелец имущества или кто другой, - заявляет г-н Крупнов. – Уже сегодня, если полис ОСАГО предусматривает наличие нескольких лиц, допущенных к управлению, может возникнуть ситуация, когда автомобилем управляет другой человек, а владелец находится, скажем, рядом, на пассажирском сидении». По слова эксперта, нет никакой разницы, управлял ли автомобилем человек или тот же автопилот. «Легко себе представить, что в полис ОСАГО вписывается автопилот - в качестве одного из «лиц», допущенных к управлению ТС».

Автопилот уведомит хозяина о факте и обстоятельствах ДТП

Больших технических сложностей не предвидится и в сфере урегулирования убытков, уверяет Андрей Крупнов. Беспилотники оснащаются огромным количеством диагностических средств, позволяющих зафиксировать место, время и обстоятельства ДТП. Если, например, в момент аварии владельца автономного ТС не будет в машине, автопилот уведомит хозяина о факте и обстоятельствах происшествия. А после этого владелец своей электронно-цифровой подписью (ЭЦП) подпишет свою часть протокола. «Загвоздка» может иметь место лишь при намерении второй стороны оспорить обстоятельства ДТП – в этом случае придётся решать конфликт в судебном порядке.

О страховых тарифах говорить пока рано

Самые серьезные новации, по мнению эксперта, возникнут в области оценки рисков и расчёта тарифов. При этом дать точные прогнозы по страховым тарифам в настоящее время не получается: страховщики должны будут собрать необходимую статистику и понять убыточность. Скорее всего, предполагает г-н Крупнов, при расчёте стоимости ОСАГО для беспилотников появится новый коэффициент - в зависимости от используемого типа автопилота.

Скажем, автопилоты Tesla или «Яндекса» могут оцениваться как представляющие разный уровень риска. «Теоретически можно представить коэффициент «бонус-малус», применяемый к таким автомобилям на основании общей статистики аварийности с их участием, - говорит г-н Крупнов. - Зато для автономных машин не имеют смысла андеррайтерские коэффициенты, зависящие от стажа и возраста водителя. Признаться, вся статистика, связанная с водителем, при расчёте стоимости страхования беспилотников, управляемых автопилотом, учитываться не будет».

Вполне возможно, считает эксперт, страхование беспилотных автомобилей, выделится в отдельный подвид автострахования. В нем будут использоваться различные методики оценки риска и, вероятно, что-то будет позаимствовано у КАСКО.

«Главное необходимое изменение – это принципиальное решение по допуску беспилотных автомобилей на дороги общего пользования и их включение в систему обязательного страхования, - отмечает Андрей Крупнов. – Думаю, что и название менять не придётся, ведь закон и так называется: «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Такое впечатление, что он изначально написан под беспилотные автомобили».

Текст: Семен Дежнев

Фото: Геннадий Дьячук




Перейти к списку