20 лет на страже безопасности

22:10, 2 февраля 2017г.

Как известно, автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но кроме этого, что касается современных авто, это ещё и порядка дух тонн смертельно опасного металла, в который любая машина может превратиться совершенно неожиданно.

Естественно, попытки обезопасить как водителей и пассажиров, а также пешеходов, предпринимались на протяжении всей истории автомобилестроения. Но лишь в 20-м веке к этому вопросу подошли основательно.

Что случится с автомобилем, если он на определённой скорости врежется в определённое препятствие? Как будет деформирован кузов? Какие травмы получат водитель и пассажиры? Как обезопасить человека? Один из самых действенных способов получить ответы на все эти вопросы - провести краш-тест.

И в настоящее время авторитетным экспертом является европейский комитет по проведению независимых краш-тестов авто с оценкой активной безопасности и пассивной безопасности - сокращённо Euro NCAP (The European New Car Assessment Programme), которому в 2017 году исполнилось 20 лет.

Краш-тесты автомобилей в ряде европейских стран проводились ещё в 70-е годы прошлого столетия. Занимался этим Европейский комитет экспериментальных транспортных средств (EEVC). К 90-м годам, благодаря этому, была разработана полномасштабная программа, с помощью которой можно было оценить степень защиты водителя и пассажиров, как при фронтальном, так и боковом ударе. Кроме этого оценивалась защита пешеходов, пострадавших в результате ДТП.

Стоит отметить, что автопроизводители эту борьбу за безопасность поддерживать вовсе не хотели, и все попытки внедрить программу проведения краш-тестов на законодательном уровне отвергались ими вплоть до 1994 года - именно тогда в Департаменте транспорта Великобритании решили одобрить создание программы оценки новых автомобилей (NCAP), впоследствии распространившаяся по всей Европе. В 1996 году к программе присоединились Шведская национальная администрация автомобильных дорог (SNRA), Международная автомобильная федерация (FIA), Международное тестирование и Научно- исследовательский Центр Ремонта и Страхования Автомобилей (MIRRC). Таким образом и был образован Euro NCAP, первое торжественное заседание которого было проведено в декабре того же года.

Первыми разбитыми автомобилями стали семь представителей особо малого класса "супермини" (А-сегмент). Был разработан подробный протокол испытаний. Модели Ford Fiesta и Volkswagen Polo получили за защиту водителя и взрослых пассажиров три звезды, при максимуме в четыре. А вот популярный Rover 100 исследователей разочаровал - только одна звезда. При этом не далеко от него ушли и такие автомобили, как Fiat Punto, Nissan Micra, Vauxhall Corsa и Renault Clio, получившие всего. Что же касается защиты пешеходов, то ни одна из семи моделей не смогла набрать более двух баллов. Ведущие автопроизводители, естественно, подвергли результаты краш-тестов критике, особенно их "суровость", при которой достичь максимума в четыре звезды не удалось бы ни одному автомобилю. Но через пять месяцев Volvo S40 получает максимальную оценку, тем самым став первым автомобилем, который за защиту водителя и пассажиров получил четыре звезды.

С тех пор прошло 20 лет. Было испытано 1800 автомобилей, опубликовано более 630 рейтингов безопасности, потрачено в общей сложности более 160 миллионов евро. Стоит отметить, что именно благодаря краш-тестам Euro NCAP такие привычные ныне средства, как, например, подушки безопасности водителя и пассажира, боковые подушки безопасности, функция напоминания о непристегнутых ремнях безопасности и электронная система курсовой устойчивости, из разряда опций перешли в стандартное оснащение. И с 1997 года краш-тесты Euro NCAP помогли спасти более 78 000 жизней. "Euro NCAP дал миллионам потребителей знания и уверенность в том, что они могут выбрать самые безопасные автомобили.

Последние годы показали замедление темпов прогресса, однако мы не должны останавливаться на достигнутом. Мы хотим гарантировать, что дороги Европы станут еще более безопасными в ближайшие 20 лет, при том не только для водителей и пассажиров автомобилей, но и для всех участников дорожного движения, - говорит генеральный секретарь Мишель ван Ратинген. - Мы уже тестируем гораздо больше аспектов безопасности автомобиля, чем в 1997 году, и будем продолжать делать это. В следующем году мы будем тестировать системы, которые распознают велосипедистов и избегают аварий с ними, кроме того, мы составили очень амбициозный план на 2020–2025 гг."

Первый председатель Euro NCAP Макс Мосли, отметил: "С момента начала своей деятельности в качестве противоречивой программы, отвергнутой автопроизводителями, которая якобы стремилась к нереалистичным стандартам безопасности, прошло 20 лет. И сегодня программа Euro NCAP стала неотъемлемой частью автомобильной промышленности. Спасены тысячи жизней, потребительский спрос на системы безопасности достаточно высок, автопроизводители соревнуются друг с другом в рейтинге безопасности, а стандарты безопасности автомобилей продолжают улучшаться".

В настоящее время максимальный уровень рейтинга Euro NCAP ограничивается пятью звездами, а в ходе краш-тестов проверяется не только уровень защиты водителя, пассажиров и пешеходов при столкновении, но и защита детей и способность автомобиля избежать столкновения. Краш-тесты воспроизводят сценарии аварий в реальной жизни, которые могут привести к летальному исходу или травмам. Лидеры рейтингов должны продемонстрировать, что их автомобили уже в стандартной комплектации оснащены такими технологиями, которые позволяют избежать столкновений или смягчить их последствия, а если аварии избежать не удается, то для водителя, пассажиров и других участников дорожного движения должна быть обеспечена
адекватная защита.

Текст: Алексей Филимонов

Фото и видео: Euro NCAP




Перейти к списку